Астрономы изучили древние лунные вулканы
3.5 миллиарда лет назад Луна извергала огненные фонтаны, и сегодня мы нашли их следы.

Астронавты «Аполлона» не знали, что найдут на Луне, но уж точно не ожидали увидеть россыпи крошечных оранжевых стеклянных шариков, сверкающих среди серых камней и пыли. Эти бусины, каждая меньше миллиметра, сформировались 3,3–3,6 миллиарда лет назад во время извержений вулканов на тогда еще молодой Луне.
Это одни из самых удивительных внеземных образцов, которые у нас есть, — говорит Райан Оглиор, профессор физики из Университета Вашингтона в Сент-Луисе. — Они как капсулы времени, сохранившие состав лунных недр.
Современные методы микроскопии, которых не было во времена «Аполлона», позволили ученым рассмотреть мельчайшие минеральные отложения на поверхности шариков.
Исследование, опубликованное в издании Icarus, провели Томас Уильямс, Стивен Парман и Альберто Саал из Брауновского университета.
Главный инструмент — NanoSIMS 50, который разбивает образцы ионным пучком для анализа. Ученые десятилетиями использовали его для изучения космической пыли и метеоритов.
Команда применила несколько методов:
- атомно-зондовую томографию,
- электронную микроскопию,
- энергодисперсионную спектроскопию.
Этим образцам 50 лет, но только сейчас у нас появились технологии, чтобы их изучить, — говорит Оглиор. — Многие приборы в 70-х казались фантастикой.
Каждая бусина — свидетельство древних лунных извержений. Оранжевые и черные шарики образовались, когда лава вырывалась из недр и мгновенно застывала в вакууме.
Это как гавайские огненные фонтаны, только на Луне, — объясняет ученый.
Минералы на поверхности шариков (например, сульфид цинка) и их изотопный состав рассказывают о давлении, температуре и химии извержений 3,5 миллиарда лет назад.
Изотопный состав — это «паспорт» элемента, показывающий соотношение его разновидностей (изотопов) с разной массой. Как отпечатки пальцев, он помогает определить происхождение вещества.
Анализ показал, что характер вулканизма со временем менялся.
Как будто читаешь дневник древнего вулканолога, — говорит Оглиор.
Чтобы образцы не окислились, их извлекли из глубины лунного грунта и держали в вакууме.
Даже с современными методами измерения были крайне сложными, — признается ученый.
Понимание лунного вулканизма помогает:
- точнее датировать геологические процессы в Солнечной системе,
- моделировать эволюцию планет с малым содержанием воды,
- искать полезные ископаемые в лунном реголите (например, летучие элементы для будущих баз).
Исследование опирается на ограниченное число образцов — всего несколько шариков. Луна разнообразна, и выводы могут не отражать глобальные процессы. Кроме того, изотопный анализ требует сверхточных измерений, где даже малейшая погрешность искажает результаты.
Ранее ученые сообщили об исследовании кратеров Луны с помощью тепловых карт.