Алгоритмы помогут городам не остаться без электробусов в мороз
Электрические автобусы — важный шаг к экологичному транспорту, но в холода их батареи садятся быстрее.
Канада с ее морозами — идеальный пример, где старые модели расчета расхода энергии не работают. Новое исследование, опубликованное в издании Green Energy and Intelligent Transportation, предлагает решение: алгоритмы, которые точно предсказывают, сколько «съест» электробус в разных погодных условиях и с разными системами обогрева.
Ученые сравнили несколько методов и выяснили: лучше всего справляется Random Forest (этот алгоритм ошибается всего на 0.09–0.1 кВт·ч/км). Оказалось, автобусы с дизельными обогревателями зимой тратят энергию стабильно, а те, что греются только от батареи, в морозы «прожорливее». Главные факторы расхода: для первых — скорость и маневры, для вторых — температура за бортом.
Это знание поможет городам грамотно распределять автобусы по маршрутам и планировать зарядку. Например, в лютый холод выгоднее выпускать модели с дизельными нагревателями. Модели учитывают только реальные данные — погоду, пробег, — а не «переменные-невидимки» вроде стиля вождения.
Каковы перспективы
- Можно адаптировать систему для Скандинавии или северной Европы.
- Производители смогут проектировать батареи, которые не боятся мороза.
Исследование доказывает: даже в -40°C электрический транспорт может работать без сбоев. Главное — правильные расчеты.
Это не просто «еще одна статья про машинное обучение». Здесь внятно решена прикладная проблема: как избежать коллапса в зимнем городе, если автобусы вдруг разрядятся. Алгоритмы помогают:
- Снизить расходы — меньше простоев, точнее график зарядки.
- Избежать паники ( «а доедем ли?») у пассажиров и операторов.
- Выбрать технологию обогрева, которая окупится в конкретном климате.
Для России с ее разнообразием температур это особенно актуально.
Не хватает данных, как модели учитывают экстремальные условия: например, -50°C в Якутии или резкие перепады температур. Также неясно, насколько дорого внедрять такие алгоритмы для маленьких городов.
Ранее стало известно о создании в Корее электробусов с автономной подзарядкой.