Эмоции важнее логики: почему люди не доверяют беспилотным автомобилям
Беспилотники могли бы спасти тысячи жизней — если бы люди перестали их бояться.

Люди не спешат доверять беспилотникам — и дело не только в технической подкованности.
Важнее оказались эмоции: восторг от новизны, вера в прогресс и даже любопытство к тому, как это работает.
К такому выводу пришли исследователи из Университета штата Вашингтон, опросив 323 человека об их отношении к самоуправляемым автомобилям.
Результаты опубликованы в издании Transportation Research.
Мало понимать, как устроена машина — нужно еще и чувствовать от нее кайф, — объясняет Вэй Пэн, профессор коммуникаций.
Респонденты признались, что перед покупкой обязательно хотят прокатиться на беспилотнике.
Это не тот случай, когда увидел рекламу и сразу решил: «Беру!» — добавляет Пэн.
Прогресс не остановить: автопилоты уже тестируют в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, а к 2035 году обещают полностью автономные модели. Они могут снизить аварийность на 90% и помочь тем, кто не водит из-за возраста или здоровья. Но есть нюансы:
- 60% американцев до сих пор боятся садиться в такие машины (данные AAA).
- Доверие не растет, даже если технология кажется простой — парадокс, который еще предстоит изучить.
Любопытно, что знатоки автомобилей чаще верят в удобство беспилотников, но реже видят в них практическую пользу. А те, кто боится снега или пробок, наоборот, готовы рискнуть.
Если машина спасет меня в метель — почему бы и нет? — рассуждает Пэн.
Работа вскрывает ключевой парадокс: рациональные аргументы (безопасность, эффективность) проигрывают эмоциям. Это поможет компаниям:
- Точно настраивать рекламу (акцент на драйв, а не на технопроповеди).
- Разрабатывать тест-драйвы как главный инструмент убеждения.
- Учесть, что скептики — часто «автоэксперты», а потенциальные клиенты — те, кто устал от рутины за рулем.
Исследование опирается на гипотетические сценарии ( «представьте, что…»), а не на реальный опыт. В жизни страх перед живым трафиком может перевесить лабораторный энтузиазм.
Ранее ученые разработали новаторскую систему прогнозирования движения для беспилотных автомобилей.