Инженеры снизили вибрации вертолетной трансмиссии на 20%

Максим Наговицын06.07.2025411

Соосные вертолеты — это не только преимущества, но и головная боль конструкторов.

Инженеры снизили вибрации вертолетной трансмиссии на 20%
Моделирование и испытание главной трансмиссии соосного высокоскоростного вертолета. Источник: Chinese Journal of Aeronautics

Скорость — главный вызов для вертолетов, и чтобы ее увеличить, инженеры все чаще обращаются к соосным схемам. Но у таких машин сложная трансмиссия, и ее вес — серьезная проблема.

В новом исследовании разобрались, как снизить вибрации в этой системе, причем не только в горизонтальном полете, но и при вертикальном наборе высоты.

Для оптимизации придумали гибридный алгоритм, объединивший гравитационный поиск и имитацию отжига — это помогло избежать локальных решений и быстро найти глобальный оптимум.

Ключевой результат: вибрации после оптимизации уменьшились на 20% и больше. Метод оценивали по комбинированной модели G1-коэффициента вариации, которая учитывает разные режимы полета.

Теоретические расчеты подтвердили эксперименты — это серьезный шаг не только для соосных вертолетов, но и для любых сложных трансмиссий, где параметры связаны между собой.

Раньше оптимизировали либо простые системы, либо один режим работы, — говорит Сянъин Хоу, исследователь из Нанкинского университета аэронавтики. — Мы же учли множество параметров, включая модификацию зубьев, и добились результата, который подтвердился на практике.

Но есть и нюансы: в реальности добавляются вибрации от ротора, двигателя, конструкции — все это требует доработки метода. Также нужно улучшить скорость и стабильность расчетов. Следующий этап — испытания с производителями.

Результаты опубликованы в издании Chinese Journal of Aeronautics.

Исследование решает две практические задачи:

  • Снижение вибраций — это не только комфорт, но и долговечность деталей. 20% — значимая цифра, особенно для высокоскоростных машин, где нагрузки критические.
  • Ускорение разработки — гибридный алгоритм быстрее перебирает варианты, что сократит сроки проектирования.

Применение метода не ограничится вертолетами — он полезен для любых систем с взаимозависимыми параметрами: от ветрогенераторов до коробок передач гоночных авто.

Главный вопрос — как метод поведет себя при нестандартных нагрузках, например, при резком маневрировании или в турбулентности. В статье упоминается, что нужно учитывать больше факторов, но нет конкретики, как именно их интегрируют в модель. Также неясно, насколько затратны вычисления для промышленного применения.

Ранее казанские ученые получили грант на разработку системы гашения вибрации несущего винта вертолета.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ
Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ

Представьте, что автомобиль без води...

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
Как учат инноваторов: новый подход Московского Политеха