Инженеры снизили вибрации вертолетной трансмиссии на 20%
Соосные вертолеты — это не только преимущества, но и головная боль конструкторов.

Скорость — главный вызов для вертолетов, и чтобы ее увеличить, инженеры все чаще обращаются к соосным схемам. Но у таких машин сложная трансмиссия, и ее вес — серьезная проблема.
В новом исследовании разобрались, как снизить вибрации в этой системе, причем не только в горизонтальном полете, но и при вертикальном наборе высоты.
Для оптимизации придумали гибридный алгоритм, объединивший гравитационный поиск и имитацию отжига — это помогло избежать локальных решений и быстро найти глобальный оптимум.
Ключевой результат: вибрации после оптимизации уменьшились на 20% и больше. Метод оценивали по комбинированной модели G1-коэффициента вариации, которая учитывает разные режимы полета.
Теоретические расчеты подтвердили эксперименты — это серьезный шаг не только для соосных вертолетов, но и для любых сложных трансмиссий, где параметры связаны между собой.
Раньше оптимизировали либо простые системы, либо один режим работы, — говорит Сянъин Хоу, исследователь из Нанкинского университета аэронавтики. — Мы же учли множество параметров, включая модификацию зубьев, и добились результата, который подтвердился на практике.
Но есть и нюансы: в реальности добавляются вибрации от ротора, двигателя, конструкции — все это требует доработки метода. Также нужно улучшить скорость и стабильность расчетов. Следующий этап — испытания с производителями.
Результаты опубликованы в издании Chinese Journal of Aeronautics.
Исследование решает две практические задачи:
- Снижение вибраций — это не только комфорт, но и долговечность деталей. 20% — значимая цифра, особенно для высокоскоростных машин, где нагрузки критические.
- Ускорение разработки — гибридный алгоритм быстрее перебирает варианты, что сократит сроки проектирования.
Применение метода не ограничится вертолетами — он полезен для любых систем с взаимозависимыми параметрами: от ветрогенераторов до коробок передач гоночных авто.
Главный вопрос — как метод поведет себя при нестандартных нагрузках, например, при резком маневрировании или в турбулентности. В статье упоминается, что нужно учитывать больше факторов, но нет конкретики, как именно их интегрируют в модель. Также неясно, насколько затратны вычисления для промышленного применения.
Ранее казанские ученые получили грант на разработку системы гашения вибрации несущего винта вертолета.