Как бережливое производство помогает строить больше вертолетов

Максим Наговицын10.10.20252473

О том, как делать вертолеты быстрее и лучше, не увеличивая затрат, говорили на форуме в столице Татарстана.

Как бережливое производство помогает строить больше вертолетов
Источник: нейросеть

В Казани, на местном вертолетном заводе, собрались более ста специалистов со всей страны. Поводом стал восьмой форум холдинга «Вертолеты России», посвященный развитию производственной системы.

Участники — руководители и представители предприятий отрасли — обсуждали, как сделать работу умнее и эффективнее.

Для холдинга отлаженное производство — задача номер один.

Особый упор делают на бережливое производство: это подход, который помогает делать больше, тратя меньше сил, времени и материалов.

Генеральный директор «Вертолетов России» Николай Колесов подчеркнул, что такой системный подход дает сразу несколько преимуществ:

  • Повышает качество и объем выпускаемых вертолетов.
  • Создает комфортные условия для сотрудников, что напрямую влияет на их вовлеченность и готовность работать над общими проектами.

Инвестиции в развитие производственной системы – это вклад в будущее, обеспечивающее конкурентоспособность и являющееся основой для дальнейшего роста, — добавил он.

Представители заводов поделились конкретными примерами. Так, на Казанском вертолетном заводе в рамках национального проекта помогали повысить производительность. Результаты впечатляют:

  • На участке, где делают композитные лопасти для вертолетов Ми-38 и Ми-171А2, сократили время изготовления и увеличили выпуск.
  • Этот успешный опыт затем перенесли на другие участки — агрегатно-сборочное производство и цех окончательной сборки. Это помогло заводу тратить меньше времени на выполнение годового плана.

Мы искренне рады, что Казанский вертолетный завод стал площадкой для проведения данного форума. Накопленный богатый опыт позволяет не только успешно развивать собственное производство, но и активно участвовать в организации подобных событий, — сказал генеральный директор КВЗ Николай Яковлев.

Он отметил, что работа в этом направлении ведется с 2010 года, и с каждым годом методы становятся все глубже и сложнее. Новые цеха сразу проектируют с учетом принципов оптимальной организации потоков.

Гостям форума не только рассказывали, но и показывали. Они посетили мастер-классы и побывали с экскурсией в основных цехах завода. Особое внимание уделили «Фабрике процессов» — специальной учебной площадке, где сотрудников учат принципам бережливого производства. Занятия там ведут их же коллеги, прошедшие специальную сертификацию.

Реальная польза от такого системного подхода — в его осязаемости. Это не теоретические выкладки, а конкретные инструменты, которые дают сразу несколько преимуществ.

  • Во-первых, растет производительность: заводы начинают делать больше вертолетов за то же время, что критически важно для выполнения госзаказа и экспортных контрактов.
  • Во-вторых, снижается себестоимость продукции за счет экономии материалов и времени, что укрепляет позиции на конкурентном мировом рынке.
  • В-третьих, и это часто недооценивают, улучшение условий труда снижает текучесть кадров и повышает квалификацию сотрудников. 

В высокотехнологичной отрасли, где ключевую роль играют опытные инженеры и рабочие, это — долгосрочное конкурентное преимущество.

Однако основная проблема подобных масштабных программ — риск их формального внедрения. Иногда бережливое производство превращается в кампанейщину: сотрудники проходят обучение, рисуют красивые схемы и карты потоков, но реальные процессы в цехах меняются слабо. Глубокая трансформация требует не только желания руководства, но и изменения мышления каждого инженера и рабочего, что является сложнейшей задачей корпоративной культуры. Успех на участке лопастей — отличный пример, но ключевой вопрос в том, насколько универсальны эти методики и можно ли их так же эффективно тиражировать на все предприятие без потери эффективности.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Поиск на сайте

Лента новостей

Пресс-релизы