Новая система следит за поведением водителя без камер

В Каталонии с начала года на дорогах погибли 52 человека — такие данные приводит местная служба дорожного движения.

Крупный план недорогого радарного модуля, который использовали исследователи из группы NEPHOS в своем прототипе. Источник: Universitat Rovira i Virgili

Хотя аварий за первые четыре месяца стало меньше, чем за тот же период в прошлом году, последствия остаются ужасающими: в 2024 году в 2414 ДТП пострадали более 3500 человек, 48 из них — со смертельным исходом.

В 85% случаев виноват человеческий фактор: отвлекся, устал, уснул за рулем, выпил или принял что-то  еще. Автопроизводители знают об этом и разрабатывают системы безопасности, которые следят за вниманием водителя и предупреждают, если он теряет концентрацию.

Исследователи из группы NEPHOS создали прототип, который делает это эффективнее обычных систем.

Результаты опубликованы в издании IEEE Sensors Journal.

Их решение простое — в этом его главная сила. На солнцезащитный козырек крепится небольшой недорогой радар, который излучает и улавливает электромагнитные волны. По бокам от головы водителя, на подголовнике, установлены две частотно-селективные поверхности (FSS). Каждая из них изменяет отраженный сигнал так, что радар понимает, с какой стороны он пришел — справа или слева. Когда водитель поворачивает голову, связь между радаром и одной из поверхностей частично прерывается. Так система отслеживает движения.

Ученые проверили работу системы в лаборатории и в машине — на ходу и на месте — чтобы сопоставить движения головы с уровнем внимания водителя. На основе этих данных они создали алгоритм, который определяет состояние водителя по частоте поворотов головы.

Когда вы ведете машину, обычно смотрите вперед, лишь изредка поворачивая голову, чтобы проверить зеркала или боковые зоны. Если человек отвлекся, движения меняются, — объясняет Фарид Морабет, исследователь из Университета Ровира и Вирхили.

Главное преимущество этой системы — простота. В отличие от камер, которые снимают водителя, здесь используется радар. Это дает несколько плюсов.

  1. Во-первых, нет проблем с приватностью — система не записывает изображение.
  2. Во-вторых, оборудование дешевле в производстве и обслуживании, потребляет меньше энергии.

Не нужен мощный компьютер — хватает небольшого микропроцессора, — говорят исследователи.

Еще один плюс — устойчивость к акустическим помехам. Ультразвуковые системы (как у летучих мышей) могут сбоить из-за шума, а радару это не страшно. К тому же ему неважно освещение.

Несмотря на потенциал технологии, Морабет осторожен в прогнозах:

Потребуется много испытаний и долгий процесс проверки, прежде чем ее можно будет внедрить.

Помимо основного прототипа, ученые нашли и другие применения FSS-поверхностей — например, для распознавания жестов водителя, которыми можно управлять музыкой или климатом в салоне. Технология также может помочь людям с ограниченной подвижностью или использоваться в медицине — например, для неинвазивного мониторинга биомаркеров.

Хотя система выглядит перспективно, остается вопрос: как она поведет себя в реальных условиях при долгом использовании? Радар должен точно работать в любую погоду — при дожде, снеге, резких перепадах температур. Кроме того, если водитель носит головной убор (шапку, платок), не помешает ли это считыванию сигнала?

Главная ценность этой разработки — в ее универсальности. Она не только повышает безопасность на дорогах, но и открывает двери для других технологий — от управления жестами до медицинских датчиков. Если довести систему до ума, ее можно интегрировать не только в автомобили, но и, скажем, в системы контроля на производстве или в умные дома.

Ранее ученые заявили: пьяный водитель может попросту забыть, что управляет автомобилем.

Автор: Максим Наговицын13.05.2025

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Новая система следит за поведением водителя без камер
Новая система следит за поведением водителя без камер

В Каталонии с начала года на дорогах...

Hyperloop в 2025 году: что происходит с проектами Virgin и Hardt
Hyperloop в 2025 году: что происходит с проектами Virgin и Hardt

Представьте мир, где путь из Москвы ...

Остановка-печка: летом навесы превращают ожидание автобуса в ад
Остановка-печка: летом навесы превращают ожидание автобуса в ад

Оказывается, некоторые остановки общественного...

Как Китай снижает нагрузку на сеть при росте мощных зарядок
Как Китай снижает нагрузку на сеть при росте мощных зарядок

Китай активно развивает сеть сверхбыстрых заря

Sensors: Радары спасают китов от столкновений с лодками
Sensors: Радары спасают китов от столкновений с лодками

Ученые из ProtectedSeas выяснили, что&nbs...

Тонкие места подземки: ученые нашли слабые звенья в работе метро
Тонкие места подземки: ученые нашли слабые звенья в работе метро

Группа ученых изучила, как разные схемы р...

Как устроена игра «Командиры бездорожья» — реалистичные гонки по России
Как устроена игра «Командиры бездорожья» — реалистичные гонки по России

Компания Фоксхаунд анонсировала новую многопол...

Ломать — не строить: как ученые продлевают жизнь мостам
Ломать — не строить: как ученые продлевают жизнь мостам

Мосты в современных городах выдерживают о...

Тишина в небе: как ученые КАИ борются с вибрациями у вертолетов
Тишина в небе: как ученые КАИ борются с вибрациями у вертолетов

Ляйсан Гарипова, заведующая учебной лаборатори...

Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет
Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет

Ученые из Пензенского государственного ун...

Ученые КНИТУ-КАИ решили проблему углеродистого налета в двигателях
Ученые КНИТУ-КАИ решили проблему углеродистого налета в двигателях

Ученые Казанского авиационного института, КНИТ...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Эксперты заявили, что переработка пластика не спасает экологию
Эксперты заявили, что переработка пластика не спасает экологию
Генетики взломали код вечных гибридов
Генетики взломали код вечных гибридов
Флуоресцентный лидар показал невидимые загрязнения воздуха
Флуоресцентный лидар показал невидимые загрязнения воздуха
Почему птицы умные без сложной коры мозга
Почему птицы умные без сложной коры мозга
Nature Cancer: Нейтрофилы ускоряют рост рака груди
Nature Cancer: Нейтрофилы ускоряют рост рака груди
Ученые улучшили свойства синего красителя
Ученые улучшили свойства синего красителя
Открыт новый механизм превращения воды в лед
Открыт новый механизм превращения воды в лед
Ученые нашли способ улучшить лечение диабета стволовыми клетками
Ученые нашли способ улучшить лечение диабета стволовыми клетками
Планета, которой не может быть: как крошечная звезда обзавелась гигантом
Планета, которой не может быть: как крошечная звезда обзавелась гигантом
Ученые открыли закон распределения видов на Земле
Ученые открыли закон распределения видов на Земле

Новости компаний, релизы

От парты к станку: как в Казани учат будущих авиастроителей
От атома до села: как Минобрнауки тратит миллионы на популяризацию науки
Почва под контролем: чем Verda поможет фермерам
Деньги любят счет: как пенсионеры осваивают банковские сервисы
Кто перешел на новый уровень: рейтинг приложений без прикрас