Новая система следит за поведением водителя без камер
В Каталонии с начала года на дорогах погибли 52 человека — такие данные приводит местная служба дорожного движения.

Крупный план недорогого радарного модуля, который использовали исследователи из группы NEPHOS в своем прототипе. Источник: Universitat Rovira i Virgili
Хотя аварий за первые четыре месяца стало меньше, чем за тот же период в прошлом году, последствия остаются ужасающими: в 2024 году в 2414 ДТП пострадали более 3500 человек, 48 из них — со смертельным исходом.
В 85% случаев виноват человеческий фактор: отвлекся, устал, уснул за рулем, выпил или принял
Исследователи из группы NEPHOS создали прототип, который делает это эффективнее обычных систем.
Результаты опубликованы в издании IEEE Sensors Journal.
Их решение простое — в этом его главная сила. На солнцезащитный козырек крепится небольшой недорогой радар, который излучает и улавливает электромагнитные волны. По бокам от головы водителя, на подголовнике, установлены две частотно-селективные поверхности (FSS). Каждая из них изменяет отраженный сигнал так, что радар понимает, с какой стороны он пришел — справа или слева. Когда водитель поворачивает голову, связь между радаром и одной из поверхностей частично прерывается. Так система отслеживает движения.
Ученые проверили работу системы в лаборатории и в машине — на ходу и на месте — чтобы сопоставить движения головы с уровнем внимания водителя. На основе этих данных они создали алгоритм, который определяет состояние водителя по частоте поворотов головы.
Когда вы ведете машину, обычно смотрите вперед, лишь изредка поворачивая голову, чтобы проверить зеркала или боковые зоны. Если человек отвлекся, движения меняются, — объясняет Фарид Морабет, исследователь из Университета Ровира и Вирхили.
Главное преимущество этой системы — простота. В отличие от камер, которые снимают водителя, здесь используется радар. Это дает несколько плюсов.
- Во-первых, нет проблем с приватностью — система не записывает изображение.
- Во-вторых, оборудование дешевле в производстве и обслуживании, потребляет меньше энергии.
Не нужен мощный компьютер — хватает небольшого микропроцессора, — говорят исследователи.
Еще один плюс — устойчивость к акустическим помехам. Ультразвуковые системы (как у летучих мышей) могут сбоить из-за шума, а радару это не страшно. К тому же ему неважно освещение.
Несмотря на потенциал технологии, Морабет осторожен в прогнозах:
Потребуется много испытаний и долгий процесс проверки, прежде чем ее можно будет внедрить.
Помимо основного прототипа, ученые нашли и другие применения FSS-поверхностей — например, для распознавания жестов водителя, которыми можно управлять музыкой или климатом в салоне. Технология также может помочь людям с ограниченной подвижностью или использоваться в медицине — например, для неинвазивного мониторинга биомаркеров.
Хотя система выглядит перспективно, остается вопрос: как она поведет себя в реальных условиях при долгом использовании? Радар должен точно работать в любую погоду — при дожде, снеге, резких перепадах температур. Кроме того, если водитель носит головной убор (шапку, платок), не помешает ли это считыванию сигнала?
Главная ценность этой разработки — в ее универсальности. Она не только повышает безопасность на дорогах, но и открывает двери для других технологий — от управления жестами до медицинских датчиков. Если довести систему до ума, ее можно интегрировать не только в автомобили, но и, скажем, в системы контроля на производстве или в умные дома.
Ранее ученые заявили: пьяный водитель может попросту забыть, что управляет автомобилем.