Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Максим Наговицын03.07.2025279

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адский жар — и теперь у них появилась новая броня.

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Источник: нейросеть

Керамические композиты на основе матрицы, такие как SiCf/SiC, — это ключевые материалы для авиадвигателей. Они выдерживают экстремальные температуры, легкие и прочные. Но в горячей зоне двигателя, где плавится даже песок, их нужно защищать специальными покрытиями — EBC (environmental barrier coatings). Главная проблема — CMAS  (смесь оксидов кальция, магния, алюминия и кремния), которая при температурах выше 1300 °C проникает в покрытие по границам зерен и разрушает его.

CMAS (Calcium-Magnesium-Aluminum-Silicates) — это стеклоподобная смесь оксидов, которая образуется при попадании песка, пыли или золы в горячую зону двигателя. При температурах выше 1200 °C она плавится, проникает в материалы по микротрещинам и кристаллизуется, вызывая разрушения.

Недавно группа ученых под руководством Цзинъяна Вана из Института исследования металлов предложила новое решение — композит Y₄Al₂O₉/Y₂O₃. Его особенность в том, что он не просто сопротивляется CMAS, а активно вступает с ним в реакцию, быстро превращая расплав в кристаллы. Это резко замедляет проникновение CMAS вглубь материала.

Результаты опубликованы в издании Journal of Advanced Ceramics.

Эксперименты показали, что при 1300 °C и 1500 °C покрытие на основе Y₄Al₂O₉/Y₂O₃ формирует плотный защитный слой, который блокирует дальнейшую коррозию. Более того, на каждую молекулу композита расходуется до 11 молекул CMAS — это значит, что покрытие тратит себя минимально, а врага «съедает» максимально.

Почему это важно

  • CMAS — главный убийца лопаток турбин, а новое покрытие увеличит их срок службы.
  • Реакция с CMAS идет быстро, и расплав не успевает просочиться вглубь.
  • Материал работает даже при 1500 °C — это критично для двигателей нового поколения.

Мы не просто защищаем материал — мы заставляем CMAS работать на нас, — объясняет Ван.

Реальная выгода разработки — в деньгах и надежности.

  • Снижение затрат на ремонт: если лопатки не будут разрушаться от CMAS, авиакомпании смогут реже менять детали.
  • Повышение КПД двигателей: чем выше допустимая температура, тем эффективнее сгорание топлива.
  • Задел для будущего: если материал подтвердит стабильность в реальных условиях, его можно будет использовать в гиперзвуковых двигателях.

Пока испытания — только лабораторные. CMAS в природе бывает разным по составу, а в двигателе добавляются сера, соли и другие агрессивные примеси. Без проверки в реальных условиях нельзя сказать, как поведет себя покрытие после тысяч циклов нагрева-охлаждения.

Ранее ученые защитили тугоплавкий сплав турбины оксидом ниобия.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Новая система следит за поведением водителя без камер
Новая система следит за поведением водителя без камер

В Каталонии с начала года на дорогах...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
XIII Всероссийский съезд молодых ученых в Уфе: технологии и традиции
Лаборатория по поиску киберугроз в МИФИ: студенты и эксперты BI.ZONE объединяются