Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Максим Наговицын06.07.2025165

Тепло, трение, перерасход энергии — три проблемы, которые решили с помощью одной технологии.

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Источник: нейросеть

Авиационная промышленность столкнулась с серьезной проблемой: изготовление деталей для горячей зоны двигателей — например, лопаток и дисков из жаропрочных сплавов. Эти детали работают при температурах до 2000 °C и огромных нагрузках, поэтому их нужно шлифовать с высочайшей точностью.

Но есть загвоздка: у таких материалов низкая теплопроводность, и при шлифовке выделяется столько тепла, что заготовки перегреваются, а энергии тратится в 5–10 раз больше, чем при обычной обработке. К тому же, традиционные системы охлаждения с мощными потоками жидкости съедают больше 60% энергии и отвечают за половину выбросов CO₂.

Недавно команда ученых под руководством Цзюхуа Сюй из Нанкинского университета аэронавтики и астронавтики предложила новый способ шлифовки, который решает эти проблемы.

Их метод снижает энергопотребление, выбросы и зависимость от охлаждающих жидкостей, но при этом сохраняет качество поверхности.

Результаты опубликованы в издании Chinese Journal of Aeronautics.

Мы объединили три технологии: ультразвуковую шлифовку, круги с тепловыми трубками и минимальное количество смазки, — объясняет Вэньфэн Дин, профессор того же университета. — Ультразвук сокращает трение и перегрев, тепловые трубки отводят до 65% тепла, а микродозы смазки уменьшают расход жидкости на 90%.

Как это работает:

  • Ультразвуковая вибрация делает процесс шлифовки эффективнее, переводя энергию в удаление металла, а не в нагрев.
  • Круги с тепловыми трубками охлаждаются изнутри, почти не требуя внешнего охлаждения.
  • Минимальная смазка создает тонкую пленку, снижая трение без лишних затрат.

Тепловая трубка — это устройство, которое быстро отводит тепло за счет испарения и конденсации жидкости внутри sealed медной или алюминиевой трубки. В шлифовальных кругах они работают как «встроенный кондиционер».

Пока метод требует доработки: нужно точнее изучить, как распределяется тепло, и оптимизировать процесс для разных сплавов.

Этот метод может перевернуть производство авиадвигателей. Снижение энергопотребления на 40–50% и выбросов CO₂ вдвое — это не просто экономия, а шаг к «зеленой» авиации. Если технологию внедрят массово, себестоимость деталей упадет, а надежность вырастет — перегрев ведь главный враг долговечности. Особенно важно это для новых сверхпрочных сплавов, которые обычные методы почти не берут.

Метод выглядит прорывным, но пока нет данных о его работе в промышленных масштабах. Лабораторные испытания — это одно, а бесперебойная работа на заводском конвейере — другое. Например, тепловые трубки могут засоряться металлической пылью, а ультразвуковые системы — усложнять конструкцию станков.

Ранее российские ученые выяснили, почему повреждаются винты малоразмерных самолетов.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Новая система следит за поведением водителя без камер
Новая система следит за поведением водителя без камер

В Каталонии с начала года на дорогах...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
XIII Всероссийский съезд молодых ученых в Уфе: технологии и традиции
Лаборатория по поиску киберугроз в МИФИ: студенты и эксперты BI.ZONE объединяются