Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет

10.03.2025749

Ученые из Пензенского государственного университета вместе с коллегами из Казахстана придумали, как улучшить технологию создания датчиков для авиации и космической отрасли.

Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет

Их изобретение делает процесс проще, дешевле и надежнее. Уже есть первые образцы, а на технологию получили Евразийский патент.

Датчики, которые измеряют давление, ускорение, вибрацию и другие параметры, используются в ракетах, самолетах и военной технике. Они должны быть очень прочными, потому что работают в экстремальных условиях: выдерживают высокие температуры, вибрацию и удары. Сейчас для их производства используют дорогие материалы, такие как золото, серебро, сапфир и сверхчистый кремний. Кроме того, процесс сборки сложный и требует много времени.

Петр Михайлов, один из разработчиков, профессор ПГУ, объяснил, что главная проблема — это соединение чувствительных элементов с кристаллами. Обычно их паяют или склеивают при высоких температурах, но это не всегда дает стабильный результат.

Новая технология позволяет отказаться от дорогих материалов и сложных процессов. Ученые предлагают соединять детали с помощью электростатики, нагрева и сжатия. Вместо золота и сапфира они используют алюмооксидную керамику, кремний и стекло.

Вот как это работает:

  • На сапфировую подложку наносят пленку кремния.
  • Лазером превращают ее в монокристаллическую структуру.
  • На поверхность наносят металлическую пленку.
  • Сверху добавляют стеклянную пластину, подготовленную специальным методом.
  • Все это нагревают до 200–350 градусов и пропускают электричество.
  • В итоге получается прочное соединение, которое выдерживает экстремальные условия.
  • Весь процесс занимает всего час, тогда как раньше на это уходило 3–4 часа.

Ученые уже создали около десяти прототипов. Тесты показали, что датчики работают без ошибок. Их стоимость будет в пять раз ниже — около 10 тысяч рублей. Сейчас исследователи обсуждают сотрудничество с российскими производителями измерительной техники.

Ранее казанские ученые решили проблему углеродистого надета в двигателях.

Источник новости и фото: ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет».

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ
Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ

Представьте, что автомобиль без води...

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
Как учат инноваторов: новый подход Московского Политеха