Шершавый, но ловкий: будущие дроны будут похожи на мяч для гольфа

Максим Наговицын25.05.2025567

Гладкие обтекаемые формы — не всегда лучший вариант для транспортного средства.

Шершавый, но ловкий: будущие дроны будут похожи на мяч для гольфа
Источник: нейросеть

Исследователи из Мичиганского университета доказали: если покрыть корпус подводного или воздушного дрона вмятинами, как у мяча для гольфа, он станет маневреннее и энергоэффективнее.

Результаты опубликованы в издании Flow.

Обычный мяч для гольфа летит на 30% дальше гладкого благодаря ямочкам, которые снижают сопротивление воздуха. Ученые решили применить этот принцип в робототехнике и создали сферу с регулируемой поверхностью. Ее тестировали в аэродинамической трубе, меняя глубину вмятин с помощью вакуумного насоса.

Если оснастить дрон «умной» оболочкой, которая подстраивается под поток воды или воздуха, можно отказаться от рулей и плавников, — объясняет Анчал Сарин, руководитель исследования. — Это даст точное управление и сократит расход энергии.

Как это работает:

  • Полый шар покрыт тонким латексом, под ним — сетка отверстий.
  • Вакуумный насос втягивает латекс внутрь, создавая вмятины.
  • Если насос выключить, поверхность снова становится гладкой.

В аэродинамической трубе шар с ямочками снижал сопротивление на 50% по сравнению с гладким.

Но главное — он научился менять направление без вращения.

Для этого ученые сделали отверстия только с одной стороны. Когда насос включался, половина шара оставалась гладкой, а другая покрывалась вмятинами. Поток воздуха огибал его неравномерно, создавая силу, толкающую шар в сторону шероховатости. Такой же эффект дает вращение (эффект Магнуса), но здесь он достигался только за счет изменения текстуры поверхности.

Я не ожидал, что такой простой метод сможет соперничать с эффектом Магнуса, — признался аспирант Путу Брахманда Сударсана.

Где пригодится:

  • Подводные дроны для исследования узких пещер или коралловых рифов.
  • Бесшумные воздушные аппараты для разведки.

Следующий шаг — сотрудничество с инженерами в области мягкой робототехники, чтобы создать прототип для реальных условий.

Этот эксперимент ломает стереотипы о гидро- и аэродинамике. Раньше считалось, что для маневренности нужны либо вращающиеся элементы, либо выступающие рули. Теперь же управление возможно только за счет изменения текстуры поверхности — это открывает путь к более компактным и надежным дронам.

Практические выгоды:

  • Экономия энергии — меньше сопротивление = меньше расход топлива или заряда батареи.
  • Простота конструкции — нет сложной механики, которую может заклинить.
  • Точность — мгновенная реакция на изменение потока.

Особенно ценно для подводных аппаратов: им часто нужно работать в узких пространствах, где плавники рискуют застрять.

Пока технология тестировалась только в лабораторных условиях — в идеально ровном потоке воздуха. В реальности подводные течения турбулентны, а ветер порывист. Неясно, как система поведет себя при резких изменениях среды. Кроме того, латексная оболочка может оказаться недолговечной под давлением на глубине.

Ранее ученые предложили покрывать борта судов слоем на основе пальмового семени — чтобы ничего лишнее не прилипало.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ
Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ

Представьте, что автомобиль без води...

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
Как учат инноваторов: новый подход Московского Политеха