Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Максим Наговицын17.06.2025477

Кажется, ученые нашли способ заставить тугоплавкие сплавы выдерживать адский жар турбин.

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Источник: нейросеть

Газотурбинные авиадвигатели работают по циклу Брайтона, и один из ключевых параметров их эффективности — температура в турбине. Чем она выше, тем лучше КПД, но тут встает проблема: большинство материалов просто не выдерживают таких нагрузок.

Тугоплавкие металлы и их сплавы могли бы стать решением — у них отличная термостойкость и прочность при высоких температурах. Но есть нюанс: они быстро окисляются, образуя рыхлые или летучие оксиды, которые не защищают поверхность. Обычно защиту дают плотные оксидные пленки — Al₂O₃, Cr₂O₃ или SiO₂. Но у тугоплавких металлов они почти не образуются.

Недавно выяснилось, что высокоэнтропийные сплавы (RHEA) с хромом и танталом при окислении создают не классические защитные слои, а сложные оксиды типа CrTaO₄ и CrNbO₄ с рутиловой структурой.

Они оказались неожиданно стойкими. Чтобы понять, как это работает, ученые изучили CrTaO₄ — его микроструктуру, механические и тепловые свойства. Выяснилось, что у него низкая теплопроводность (1,31 Вт·м⁻¹·К⁻¹) и коэффициент теплового расширения, близкий к металлам (6,39±0,11)×10⁻⁶ К⁻¹). Кроме того, он устойчив к коррозии от CMAS (расплавов шлаков), что делает его перспективным для термобарьерных покрытий.

Но если про CrTaO₄ уже многое известно, то CrNbO₄ оставался загадкой. Группа китайских ученых под руководством Яньчунь Чжоу из Чжэнчжоуского университета впервые синтезировала этот материал, изучила его свойства и подтвердила: он может стать двойной защитой для сплавов — и от окисления, и от перегрева.

Результаты опубликованы в издании Journal of Advanced Ceramics.

Мы получили чистый порошок CrNbO₄, спекая Cr₂O₃ и Nb₂O₅, а затем спрессовали его в плотные образцы, — объясняет Чжоу. — После спекания в материале осталось около 3,7% Cr₂O₃, но это даже плюс — он работает как упрочнитель.

Кристаллы CrNbO₄ оказались хорошо сформированными, размером около 2 мкм, а просвечивающая электронная микроскопия подтвердила рутиловую структуру.

Плотность CrNbO₄ ниже, чем у CrTaO₄, что делает сплавы с ниобием легче. А их защитный слой — еще и отличный теплоизолятор. Модуль Юнга (253 ГПа), прочность на изгиб (205 МПа) и трещиностойкость (1,54 МПа·м¹/²) близки к стабилизированному цирконию (YSZ), который используют в теплозащитных покрытиях.

Температура плавления CrNbO₄ — 2053±20 К. Коэффициент теплового расширения анизотропен: по одной оси 5,38×10⁻⁶ К⁻¹, по другой — 7,44×10⁻⁶ К⁻¹, в среднем 6,07×10⁻⁶ К⁻¹. Теплопроводность — всего 1,09 Вт·м⁻¹·К⁻¹ при комнатной температуре и падает до 0,45 Вт·м⁻¹·К⁻¹ при 1473 К. Это ниже, чем у большинства современных термобарьерных материалов.

Но есть нюанс: при нагреве выше 1500 К начинает выделяться Cr₂O₃. «Нужно точно определить границы применения», — отмечает Чжоу.

Польза исследования

  • Авиадвигатели: если покрыть лопатки турбин CrNbO₄, можно повысить их температуру работы без риска окисления, что увеличит КПД.
  • Энергетика: термостойкие покрытия для газовых турбин электростанций.
  • Космос: защита элементов двигателей и конструкций от перегрева в агрессивных средах.

Исследование не учитывает долговременную стабильность CrNbO₄ в реальных условиях — например, при циклических нагрузках или в присутствии примесей. Также неясно, как материал поведет себя под механическим напряжением при высоких температурах.

Ранее российские ученые создали новую обшивку для компонента авиадвигателя.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ
Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ

Представьте, что автомобиль без води...

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

Больше никаких цифр: теперь квитанции в приложении Альфа-Банка вбиваются сами
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Лаборатория по поиску киберугроз в МИФИ: студенты и эксперты BI.ZONE объединяются