Тишина в небе: как ученые КАИ борются с вибрациями у вертолетов

28.03.2025826

Ляйсан Гарипова, заведующая учебной лабораторией кафедры машиноведения и инженерной графики КНИТУ-КАИ, выиграла грант Российского научного фонда. Ее проект посвящен системе гашения вибраций несущего винта вертолета.

Тишина в небе: как ученые КАИ борются с вибрациями у вертолетов

Ляйсан работает над вертолетной тематикой с 2013 года, когда поступила в аспирантуру под руководством профессора Александра Кусюмова. В 2017 году она защитила кандидатскую диссертацию, изучая аэродинамику и шум несущего винта. Позже, благодаря гранту РФФИ, она исследовала поведение лопастей в нестационарных условиях.

Сейчас ее команда из трех человек (двух молодых кандидатов наук и магистранта) займется численным моделированием и экспериментами.

Что предстоит сделать:

  • Провести сложные расчеты, требующие мощных компьютеров.
  • Разработать новые стенды для испытаний в аэродинамической трубе КАИ.

Эта труба — уникальное оборудование, занесенное в реестр ценных измерительных средств России. В ней тестировали вертолет «Ансат», грузовики „КаМАЗ“, беспилотники и самолеты Ту-334 и Ту-214.

Суть проблемы

Несущий винт — главный источник вибраций и шума в вертолете. Лопасти движутся сложно, и это усложняет исследования. Задача проекта — создать систему управления лопастями, которая снизит вибрации.

Почему это важно

  • Меньше вибраций — меньше износ деталей.
  • Снижается нагрузка на пилотов.
  • Пассажирам комфортнее.

Как решают проблему в мире

  • В ЦАГИ (Россия) и DLR (Германия) экспериментируют с закрылками на лопастях.
  • Используют пьезоэлементы, которые меняют форму лопастей в полете.

Но у таких систем есть минусы:

  • Пьезоэлементы должны работать на очень высоких частотах.
  • Это усложняет конструкцию и снижает надежность.

Что предлагает Ляйсан Гарипова

Вместо пьезоэлементов — механическая система с вращающимся колесом. Оно управляет углом лопасти, делая два оборота за один оборот винта.

Мой подход проще и надежнее, — говорит Ляйсан. — Здесь нет высокочастотных элементов, которые могут выйти из строя.

Исследования поддержаны в рамках Десятилетия науки и технологий, которое помогает молодым ученым и популяризирует науку в России.

Ранее стало известно, что сразу три проекта ученых из КНИТУ-КАИ получили гранты РНФ.

Источник новости и иллюстрации: ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ».

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ
Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ

Представьте, что автомобиль без води...

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Как учат инноваторов: новый подход Московского Политеха
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение