Тонкие места подземки: ученые нашли слабые звенья в работе метро

Группа ученых изучила, как разные схемы работы метро влияют на его устойчивость к сбоям.

Исследователи из Пекинского университета транспорта, компании Beijing Mass Transit Railway Operation, Политехнического университета Гонконга и Даляньского технологического университета построили модель, которая учитывает и пассажиропоток, и движение поездов, и опубликовали результаты в журнале Communications in Transportation Research.

Мы разработали метод, который помогает точнее оценить устойчивость пекинского метро в часы пик, — объясняет Синь Ян, исследователь из Пекинского университета транспорта.

В основе — данные о расписании, маршрутах и перемещениях пассажиров. Это дает более реалистичную картину.

Как ведет себя сеть метро при нагрузке

Если условный порог перегрузки (q) равен нулю, сеть уже не справляется — слишком много людей. При постепенном росте q система начинает «рваться» в самых слабых местах. Но утром и вечером проблемы проявляются по-разному:

  • Утром пассажиры едут с окраин в центр, и сбои чаще возникают на периферии.
  • Днем нагрузка распределяется равномерно, и метро работает стабильнее.
  • Вечером ситуация лучше, чем утром, но хуже, чем днем.

Где слабые места

Критически важно находить «узкие горлышки» — участки, которые чаще других выходят из строя. Если усилить их пропускную способность, можно избежать серьезных коллапсов.

Анализ показал: большинство проблемных зон ломаются редко, но есть несколько ключевых точек, где сбои случаются постоянно.

Их распределение подчиняется степенному закону — то есть настоящих «горячих точек» мало, зато они влияют на всю систему.

Такая модель помогает:

  • Оптимизировать графики поездов — например, добавлять больше составов на проблемных направлениях.
  • Предотвращать коллапсы — зная слабые места, можно заранее их усиливать.
  • Экономить ресурсы — не тратить деньги на всю сеть, а точечно улучшать критичные участки.

Это особенно актуально для мегаполисов, где метро — главный транспорт. Если научиться прогнозировать сбои, можно снизить задержки и повысить комфорт пассажиров.

Ранее мы опубликовали 10 инноваций в железнодорожной отрасли в 2025 году.

16.04.2025

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Новая система следит за поведением водителя без камер
Новая система следит за поведением водителя без камер

В Каталонии с начала года на дорогах...

Hyperloop в 2025 году: что происходит с проектами Virgin и Hardt
Hyperloop в 2025 году: что происходит с проектами Virgin и Hardt

Представьте мир, где путь из Москвы ...

Остановка-печка: летом навесы превращают ожидание автобуса в ад
Остановка-печка: летом навесы превращают ожидание автобуса в ад

Оказывается, некоторые остановки общественного...

Как Китай снижает нагрузку на сеть при росте мощных зарядок
Как Китай снижает нагрузку на сеть при росте мощных зарядок

Китай активно развивает сеть сверхбыстрых заря

Sensors: Радары спасают китов от столкновений с лодками
Sensors: Радары спасают китов от столкновений с лодками

Ученые из ProtectedSeas выяснили, что&nbs...

Тонкие места подземки: ученые нашли слабые звенья в работе метро
Тонкие места подземки: ученые нашли слабые звенья в работе метро

Группа ученых изучила, как разные схемы р...

Как устроена игра «Командиры бездорожья» — реалистичные гонки по России
Как устроена игра «Командиры бездорожья» — реалистичные гонки по России

Компания Фоксхаунд анонсировала новую многопол...

Ломать — не строить: как ученые продлевают жизнь мостам
Ломать — не строить: как ученые продлевают жизнь мостам

Мосты в современных городах выдерживают о...

Тишина в небе: как ученые КАИ борются с вибрациями у вертолетов
Тишина в небе: как ученые КАИ борются с вибрациями у вертолетов

Ляйсан Гарипова, заведующая учебной лаборатори...

Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет
Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет

Ученые из Пензенского государственного ун...

Ученые КНИТУ-КАИ решили проблему углеродистого налета в двигателях
Ученые КНИТУ-КАИ решили проблему углеродистого налета в двигателях

Ученые Казанского авиационного института, КНИТ...

20 км, 4 кг и никаких помех: на что способен дрон «Воган»
20 км, 4 кг и никаких помех: на что способен дрон «Воган»

Компания Авангард, резидент Технопарка высоких...

Дроны в деле: как нижегородские школьники покоряют небо
Дроны в деле: как нижегородские школьники покоряют небо

В Нижнем Новгороде на базе НГТУ им. Р.Е. ...

Дроны в лесу: как на Сахалине берегут природу
Дроны в лесу: как на Сахалине берегут природу

Сотрудники лесного и охотничьего хозяйств...

Беспилотники на вечной мерзлоте: на Ямале открыт уникальный центр
Беспилотники на вечной мерзлоте: на Ямале открыт уникальный центр

В столице Ямала открыли Арктический испытатель...

Дроны в деле: кто лидирует в технологиях и почему Россия набирает обороты
Дроны в деле: кто лидирует в технологиях и почему Россия набирает обороты

Межотраслевой центр трансфера технологий росси...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Ученые нашли материал, который ловит CO₂ даже во влажном воздухе
Ученые нашли материал, который ловит CO₂ даже во влажном воздухе
Компьютерная симуляция раскрывает тайны космической турбулентности
Компьютерная симуляция раскрывает тайны космической турбулентности
Ученые выяснили, как именно вегетарианцы не любят мясо
Ученые выяснили, как именно вегетарианцы не любят мясо
Радуга в клетке: ученые укротили цветовой хаос в AR-очках
Радуга в клетке: ученые укротили цветовой хаос в AR-очках
Запутанная арифметика: сколько частиц нужно, чтобы измерить то, чего нет
Запутанная арифметика: сколько частиц нужно, чтобы измерить то, чего нет
Ученые предложили управлять тараканами с помощью ультрафиолета
Ученые предложили управлять тараканами с помощью ультрафиолета
Зациклились: почему бизнес перестает выбрасывать деньги на ветер
Зациклились: почему бизнес перестает выбрасывать деньги на ветер
Деревья закрывают устьица раньше, чем считалось, чтобы сохранить рост
Деревья закрывают устьица раньше, чем считалось, чтобы сохранить рост
Лишние узлы — долой: нейросеть научилась видеть главное в графах
Лишние узлы — долой: нейросеть научилась видеть главное в графах
Гриб, который заменит пластик: мицелий стал материалом будущего
Гриб, который заменит пластик: мицелий стал материалом будущего

Новости компаний, релизы

Бактерии против грибов: как наука защищает картофель без химии
Овцы вместо мышей: как ученые нашли новый способ тестировать материалы для зубов
Пробирки, зелень и взрывы: фестиваль для тех, кто любит науку
Ход конем: в Шагонаре прошел первый шахматный турнир для дошколят
С понедельника или с Нового года? Как мы строим планы и бросаем их