Тонкие места подземки: ученые нашли слабые звенья в работе метро
Группа ученых изучила, как разные схемы работы метро влияют на его устойчивость к сбоям.
Исследователи из Пекинского университета транспорта, компании Beijing Mass Transit Railway Operation, Политехнического университета Гонконга и Даляньского технологического университета построили модель, которая учитывает и пассажиропоток, и движение поездов, и опубликовали результаты в журнале Communications in Transportation Research.
Мы разработали метод, который помогает точнее оценить устойчивость пекинского метро в часы пик, — объясняет Синь Ян, исследователь из Пекинского университета транспорта.
В основе — данные о расписании, маршрутах и перемещениях пассажиров. Это дает более реалистичную картину.
Как ведет себя сеть метро при нагрузке
Если условный порог перегрузки (q) равен нулю, сеть уже не справляется — слишком много людей. При постепенном росте q система начинает «рваться» в самых слабых местах. Но утром и вечером проблемы проявляются по-разному:
- Утром пассажиры едут с окраин в центр, и сбои чаще возникают на периферии.
- Днем нагрузка распределяется равномерно, и метро работает стабильнее.
- Вечером ситуация лучше, чем утром, но хуже, чем днем.
Где слабые места
Критически важно находить «узкие горлышки» — участки, которые чаще других выходят из строя. Если усилить их пропускную способность, можно избежать серьезных коллапсов.
Анализ показал: большинство проблемных зон ломаются редко, но есть несколько ключевых точек, где сбои случаются постоянно.
Их распределение подчиняется степенному закону — то есть настоящих «горячих точек» мало, зато они влияют на всю систему.
Такая модель помогает:
- Оптимизировать графики поездов — например, добавлять больше составов на проблемных направлениях.
- Предотвращать коллапсы — зная слабые места, можно заранее их усиливать.
- Экономить ресурсы — не тратить деньги на всю сеть, а точечно улучшать критичные участки.
Это особенно актуально для мегаполисов, где метро — главный транспорт. Если научиться прогнозировать сбои, можно снизить задержки и повысить комфорт пассажиров.
Ранее мы опубликовали 10 инноваций в железнодорожной отрасли в 2025 году.