Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь для грузовых судов не только разгрузила порты, но и сократила выбросы CO₂ на четверть — вот как это работает.

Океанские грузовые суда, которые днями дымят у перегруженных портов в ожидании разгрузки, — не только головная боль логистов, но и серьезный источник загрязнения. Исследователи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре выяснили: если организовать очередь на разгрузку с помощью цифровой системы, выбросы CO₂ сократятся на 16–24%. Причем технология для этого уже есть, и она дешевая.
Результаты опубликованы в издании Marine Pollution Bulletin.
Самый эффективный способ замедлить изменение климата — просто меньше выбрасывать CO₂, — говорит Рейчел Роудс, ведущий автор исследования. — Поэтому мы ищем способы сократить выбросы во всех отраслях, включая судоходство.
Морские перевозки ответственны за 3% мировых выбросов парниковых газов — столько же, сколько авиация. Обычно суда мчатся через океан на максимальной скорости, а потом неделями топчутся у порта, ожидая своей очереди.
Во многих портах до сих пор работает система «кто первый приплыл, тот первый разгрузился», — объясняет Дуглас МакКоли, морской эколог. — Это как в поликлинике: пришел раньше — получил талон.
В обычное время у портов Лос-Анджелеса и Лонг-Бича скапливается 0–4 судна, но во время пандемии COVID очередь разрослась до сотни кораблей, которые просто жгли топливо вхолостую.
Тогда отраслевые игроки быстро разработали цифровую систему очередей. Теперь место в очереди резервируется еще до выхода из предыдущего порта — как бронь в ресторане. Судам больше не нужно спешить через весь Тихий океан, чтобы не оказаться в конце списка. Вместо этого они идут на оптимальной скорости, экономя топливо и сокращая выбросы.
Исследователи проанализировали данные 10 000 рейсов 1 157 контейнеровозов с 2017 по 2023 год и выяснили: после внедрения системы выбросы CO₂ на один рейс снизились на 16–24%.
Как в автомобиле: на скорости 100 км/ч бензин расходуется куда экономнее, чем на 140, — поясняет МакКоли.
Систему разработали Pacific Management Systems — партнерство между морскими биржами Южной Калифорнии и Аляски. Она уже доказала свою эффективность и может быть легко внедрена в других портах.
В отличие от дорогих технологических решений, эту систему запустили за месяц, — отмечает Роудс. — Главное — согласие перевозчиков соблюдать новые правила.
Кроме сокращения выбросов, замедление скорости судов снижает риск столкновений с китами. А дальнейшая оптимизация системы может дать еще больший эффект: если среднюю скорость снизить с 18 до 17 узлов, выбросы сократятся еще на 9%.
Этот пример показывает, как небольшие системные изменения могут дать значительный экологический эффект без гигантских затрат. Важно и то, что метод уже проверен на практике — в одном из самых загруженных портов мира. Если подобные решения масштабировать, морская логистика станет заметно «чище».
Хотя результаты впечатляют, неясно, как система поведет себя в портах с иной логистикой или в условиях кризисов, когда суда вынуждены ждать месяцами. Также не учитывается, что некоторые перевозчики могут игнорировать рекомендации по скорости ради соблюдения графика.
Ранее ученые разработали покрытие для судов, которое позволит судовладельцам сэкономить.