Ученые нашли причину раздражающего шума в электродвигателях самолетов

Максим Наговицын22.05.2025517

Ученые из Бристольского и Салфордского университетов выяснили, почему новые электрические авиадвигатели звучат так противно — и что с этим делать.

Ученые нашли причину раздражающего шума в электродвигателях самолетов
Испытательная установка BLI с канальным вентилятором в безэховой камере Бристольского университета. Источник: Dr Feroz Ahmed

Речь о технологии Boundary Layer Ingestion (BLI), которая встраивает двигатели в корпус самолета, чтобы экономить энергию. Но у нее есть побочный эффект — особый вид шума, который режет слух сильнее, чем просто громкий звук.

Результаты опубликованы в издании npj Acoustics.

Раньше исследователи уже изучали источники шума в BLI, но теперь разобрались в деталях. Оказалось, что турбулентный поток воздуха взаимодействует с лопастями двигателя и его корпусом, создавая два типа неприятного акустического эффекта — «размазывание» звука (haystacking).

Как это работает:

  • На малой тяге  (в крейсерском режиме) вентилятор слабо затягивает воздух, и основной шум возникает из-за вихрей у краев лопастей, которые резонируют с корпусом двигателя.
  • На большой тяге  (при взлете) вентилятор активно втягивает турбулентные потоки, и лопасти «разрезают» их по всей длине, создавая другой тип шума.

Эти два скрытых акустических эффекта делают звук не просто громким, а раздражающим, — объясняет ведущий исследователь Фероз Ахмед. — Теперь у инженеров есть инструменты, чтобы проектировать двигатели, которые не только тихие по замерам, но и приятные на слух.

Эксперименты проводили в аэродинамической трубе с точными датчиками — измеряли турбулентность, давление и звук. Результаты помогут улучшить дизайн как больших пассажирских самолетов (вроде Airbus ZEROe или NASA D8), так и городских воздушных такси. Следующий шаг — разработка методов снижения шума для разных режимов полета.

Этот анализ важен не только для акустического комфорта. Раздражающий шум — серьезный барьер для внедрения электрической авиации: люди не примут технологию, если она будет действовать на нервы. Кроме того, понимание природы шума позволит:

  • Точечно дорабатывать конструкцию двигателей без лишних затрат.
  • Ускорять сертификацию — нормы по шуму ужесточаются (например, в EU FlightPath 2050).
  • Снижать усталость пилотов и пассажиров на коротких рейсах.

Однако исследование проводилось в лаборатории, где сложно полностью воспроизвести реальные условия полета — например, влияние вибрации корпуса или влажности воздуха. Кроме того, авторы не уточняют, насколько предложенные решения увеличат стоимость двигателей.

Ранее студент придумал идею двигателя на космической пыли.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ
Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ

Представьте, что автомобиль без води...

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
Как учат инноваторов: новый подход Московского Политеха