Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Автономные автомобили безопаснее живых водителей — но нам все равно страшно

Большинство водителей до сих пор не готовы доверить управление автомобилем автопилоту — об этом говорит глобальный опрос 2024 года, в котором участвовало почти 8000 человек. Люди сомневаются, что камеры, датчики и алгоритмы справятся лучше человека. Но исследователи из Австралии и Франции нашли способ повысить доверие к беспилотникам — с помощью дополненной реальности (AR).
Дополненная реальность (AR) — технология, которая накладывает цифровые изображения или данные на реальный мир. Например, через специальные очки или лобовое стекло вы видите не только дорогу, но и стрелки навигации, предупреждения о препятствиях или даже виртуальных персонажей.
Результаты опубликованы в издании IEEE Xplore.
Ученые из Университета Южной Австралии и IMT Atlantique собрали группу из 28 человек (от 22 до 50 лет) и протестировали семь вариантов AR-визуализации в виртуальном симуляторе вождения. Участники могли менять настройки: добавлять или убирать информацию о дорожной обстановке, настраивать интерфейс под себя.
Как это работает
AR выводит данные прямо на лобовое стекло или панель:
- предупреждения о пешеходах и других машинах,
- ограничения скорости,
- маршрут навигации.
Но можно было добавить и
Оказалось, что AR укрепляет доверие к автопилоту, особенно если показывает понятные подсказки о решениях машины. Даже декоративные элементы (вроде 3D-указателей) работали, но иногда отвлекали. А вот если система скрывала важную информацию (например, о пешеходах), участники начинали нервничать.
Доверие — главный барьер для массового внедрения беспилотников, — говорит Хоа Тран, автор исследования. — Даже если статистика доказывает их безопасность, люди не хотят отдавать контроль. AR может это изменить.
Что еще важно
- Персонализация интерфейса повышает комфорт.
- Лишние детали перегружают внимание.
- Баланс между информативностью и простотой — ключ к успеху.
Следующий шаг — тесты в реалистичных симуляторах и с более разнообразной аудиторией.
Главный плюс этой работы — практический подход. Вместо абстрактных рассуждений о «будущем транспорта» ученые предложили конкретный инструмент — AR, который уже сейчас можно интегрировать в автомобили.
Где это пригодится
- Производителям — помогут создать интерфейсы, которые не пугают пользователей.
- Психологам — изучат, как люди делегируют контроль машине.
- Городам — упростят внедрение беспилотного транспорта, если водители перестанут ему сопротивляться.
Но есть нюанс: AR — лишь мостик между человеком и ИИ. В долгосрочной перспективе автопилоты должны учиться обходиться без «костылей».
Однако выборка маловата — 28 человек недостаточно, чтобы делать глобальные выводы. Особенно с учетом возраста: половина участников — миллениалы, а их реакция на технологии может отличаться от поведения старшего поколения.
Лабораторные условия — симулятор не воспроизводит стресс реальной дороги. Например, никто не проверял, как AR поведет себя при внезапном обледенении или аварии.
Ранее ученые заявили, что наладить понимание между пассажирами и автономными автомобилями помогут нейросети.