Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Максим Наговицын24.06.2025399

Автономные автомобили безопаснее живых водителей — но нам все равно страшно

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Источник: нейросеть

Большинство водителей до сих пор не готовы доверить управление автомобилем автопилоту — об этом говорит глобальный опрос 2024 года, в котором участвовало почти 8000 человек. Люди сомневаются, что камеры, датчики и алгоритмы справятся лучше человека. Но исследователи из Австралии и Франции нашли способ повысить доверие к беспилотникам — с помощью дополненной реальности (AR).

Дополненная реальность (AR) — технология, которая накладывает цифровые изображения или данные на реальный мир. Например, через специальные очки или лобовое стекло вы видите не только дорогу, но и стрелки навигации, предупреждения о препятствиях или даже виртуальных персонажей.

Результаты опубликованы в издании IEEE Xplore.

Ученые из Университета Южной Австралии и IMT Atlantique собрали группу из 28 человек (от 22 до 50 лет) и протестировали семь вариантов AR-визуализации в виртуальном симуляторе вождения. Участники могли менять настройки: добавлять или убирать информацию о дорожной обстановке, настраивать интерфейс под себя.

Как это работает

AR выводит данные прямо на лобовое стекло или панель:

  • предупреждения о пешеходах и других машинах,
  • ограничения скорости,
  • маршрут навигации.

Но можно было добавить и что-то не связанное с вождением — например, метки кафе или даже виртуальных динозавров на обочине.

Оказалось, что AR укрепляет доверие к автопилоту, особенно если показывает понятные подсказки о решениях машины. Даже декоративные элементы (вроде 3D-указателей) работали, но иногда отвлекали. А вот если система скрывала важную информацию (например, о пешеходах), участники начинали нервничать.

Доверие — главный барьер для массового внедрения беспилотников, — говорит Хоа Тран, автор исследования. — Даже если статистика доказывает их безопасность, люди не хотят отдавать контроль. AR может это изменить.

Что еще важно

  • Персонализация интерфейса повышает комфорт.
  • Лишние детали перегружают внимание.
  • Баланс между информативностью и простотой — ключ к успеху.

Следующий шаг — тесты в реалистичных симуляторах и с более разнообразной аудиторией.

Главный плюс этой работы — практический подход. Вместо абстрактных рассуждений о «будущем транспорта» ученые предложили конкретный инструмент — AR, который уже сейчас можно интегрировать в автомобили.

Где это пригодится

  • Производителям — помогут создать интерфейсы, которые не пугают пользователей.
  • Психологам — изучат, как люди делегируют контроль машине.
  • Городам — упростят внедрение беспилотного транспорта, если водители перестанут ему сопротивляться.

Но есть нюанс: AR — лишь мостик между человеком и ИИ. В долгосрочной перспективе автопилоты должны учиться обходиться без «костылей».

Однако выборка маловата — 28 человек недостаточно, чтобы делать глобальные выводы. Особенно с учетом возраста: половина участников — миллениалы, а их реакция на технологии может отличаться от поведения старшего поколения.

Лабораторные условия — симулятор не воспроизводит стресс реальной дороги. Например, никто не проверял, как AR поведет себя при внезапном обледенении или аварии.

Ранее ученые заявили, что наладить понимание между пассажирами и автономными автомобилями помогут нейросети.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ
Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ

Представьте, что автомобиль без води...

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
Как учат инноваторов: новый подход Московского Политеха