Ученые предложили способ сделать метро энергонезависимым

Максим Наговицын16.06.2025377

Солнечные панели на крыше депо и батареи в тоннелях — как метро может зарабатывать на энергии.

Ученые предложили способ сделать метро энергонезависимым
Источник: нейросеть

Городской рельсовый транспорт (метро, трамваи, электрички) потребляет огромное количество энергии. Чем больше линий строится, тем выше расход электричества, а значит — и выбросы углекислого газа. Проблема в том, что энергия в сеть поступает в основном от угля и газа, так что экологичность метро — вопрос спорный.

К тому же, тарифы на электричество растут, а метро и так редко приносит прибыль. Если вдруг отключат свет — тысячи людей окажутся в опасности.

Ученые ищут способы сделать транспорт энергоэффективным, но пока нет единого подхода. Возобновляемая энергия используется слабо, а резервные системы не всегда срабатывают.

Исследователи предлагают хранить энергию прямо в тоннелях метро — подземные накопители (UESS) решат сразу несколько задач. Метро проходит через весь город — под землей и по эстакадам. Подземные конструкции надежны, а крыши станций и депо отлично подходят для солнечных панелей.

Накопитель быстро заряжается, занимает мало места и защищен от внешних угроз. Солнечные батареи и системы рекуперации (когда энергия от торможения поездов возвращается в сеть) дополнят систему.

Результаты опубликованы в издании iEnergy.

Что это даст

  • Экономия: Накопитель сглаживает пики потребления, снижая счета за электричество.
  • Экология: Меньше угля в энергосистеме — меньше выбросов.
  • Надежность: Если свет отключат, метро сможет работать еще несколько часов.

Этот подход меняет правила игры. Вместо абстрактных «зеленых инициатив» — конкретный инженерный проект, который:

  • Снижает зависимость от ископаемого топлива, особенно в городах с угольной генерацией.
  • Делает метро устойчивым к авариям — критично в условиях участившихся климатических аномалий.
  • Окупается, что важно для мэрий, которые считают каждую копейку.

Главный риск — коррозия и влажность в тоннелях. Даже защищенные накопители могут выйти из строя за 5–7 лет, а замена обойдется дорого. Авторы упускают этот момент, хотя в реальных условиях (например, в петербургском метро с его грунтовыми водами) проблема очевидна.

Ранее ученые сообщили о вызывающих беспокойство выбросах абразивов от поездов.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ
Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ

Представьте, что автомобиль без води...

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

Больше никаких цифр: теперь квитанции в приложении Альфа-Банка вбиваются сами
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Код защиты: МИФИ и Яндекс научат ловить хакеров и строить ИИ