В Биробиджане придумали, как избавить дороги от гололеда: больше никаких травм
Специальную площадку для проверки устройства, которое будет очищать дороги ото льда, создали в университете имени Шолом-Алейхема. Это оборудование планируют использовать в жилищно-коммунальном хозяйстве. Испытания начнутся уже этой зимой.

В рамках программы «Приоритет 2030» национального проекта „Наука и университеты“ построили испытательную площадку и открыли цех для производства научных разработок.
Лаборатория ледотехники изучает, как ведет себя лед при определенных условиях. Научно-производственный цех оснащен современными станками и 3D-принтерами. Здесь студенты, аспиранты и молодые ученые создают прототипы устройств, которые смогут эффективно убирать снег и лед с дорог, не повреждая покрытие.
Чтобы проверить устройство и узнать, как оно будет работать в реальных условиях, ученые создали специальную площадку с необходимым оборудованием. Первые испытания показали, что устройство хорошо справляется со своей задачей.
Устройство может разбивать лед и снег на дорогах толщиной до 20 сантиметров. Его можно тянуть за собой на внедорожнике или грузовике. Студенты и аспиранты университета собрали этот прототип на основе уже запатентованных идей.
Устройство для очистки дорог от наледи работает с помощью специальных деталей в форме дисков. Их диаметр — до 40 см, они насажены на оси и расположены под углом больше 180 градусов друг к другу по ходу движения. Угол между осями можно менять в зависимости от толщины наката.
Диски крутятся сами по себе из-за того, что их тянет автомобиль и из-за трения о поверхность наката. Чтобы диски могли эффективно откалывать лед и снег, на них действует определенная сила сверху. Края каждого диска заточены так, чтобы лучше откалывать куски наледи. Расстояние между дисками подобрано так, чтобы куски наката легко отделялись от асфальта, — рассказал кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией Виталий Земляк.
С помощью испытательного полигона ученые могут создавать более эффективные устройства для решения задач заказчиков из сферы ЖКХ, дорожных и аэродромных служб.
Ученые готовят к испытаниям запатентованные технические решения в виде независимой подвески. Это позволит не повреждать дорожную инфраструктуру при очистке дорог. Например, сооружения для доступа к подземным коммуникациям и бордюрные камни останутся целыми.
В лаборатории рассматривают вариант использования мобильного устройства на беспилотной платформе для очистки тротуаров и дворов жилых комплексов.
Ранее ученые доказали связь между источниками освещения и безопасностью на дорогах.



















