Может быть, в муравьиных гнездах кроется секрет уменьшения пробок на 405-й автостраде? В новом исследовании биологи Калифорнийского университета обнаружили сведения о том, как муравьи строят свои гнезда, которые могут быть полезны для проектирования более эффективных транспортных систем. Ученым было интересно выяснить, как именно муравьи строят свои гнезда — под влиянием эволюционной истории каждого отдельного вида или текущих экологических условий. Оказалось, что эволюция не может объяснить наблюдаемые вариации между гнездами разных видов. Напротив, они пришли к выводу, что среда, в которой муравьи добывают пищу, и способ ее транспортировки являются основными факторами, определяющими способ строительства гнезд каждого вида. Какой урок можно извлечь для людей? Если бы дороги лучше соответствовали способам перемещения товаров и людей в городах, транспортные сети могли бы быть более эффективными. Например, загруженность автострад Южной Калифорнии можно было бы улучшить, если бы на них были выделены полосы или дороги для грузовиков, следующих в крупные логистические узлы, такие как порты, склады и распределительные центры.
В исследовании, опубликованном в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B, ученые проанализировали информацию из двух источников — сведения о 397 муравьиных гнездах были получены из ранее опубликованных данных и изображений, а еще 42 гнезда, расположенные в биологическом заповеднике Арчболд близ города Венус (штат Флорида), были изучены авторами заново. В общей сложности 439 гнезд представляли 31 вид муравьев. Выяснилось, что структура гнезд во многом определяется такими факторами, как то, добывают ли муравьи пищу в одиночку или группами, а также тем, как они привлекают других муравьев для поиска и переноски пищи. Одним словом, активность и поведение животных играют большую роль в строительстве гнезда, чем какие-либо врожденные эволюционные шаблоны.
Исследователи рассмотрели четыре распространенные кормовые стратегии, используемые муравьями. У некоторых видов отдельные муравьи охотятся за пищей. В других случаях муравей приносит пищу в гнездо, чтобы привлечь других муравьев к поиску пищи. Муравьи также могут образовывать непрерывную тропу между источником пищи и гнездом, которая может сохраняться в течение нескольких месяцев. Или же они могут оставлять феромонный след, по которому могут в большом количестве следовать члены колонии — это явление исследователи назвали «массовой вербовкой». Гнезда муравьев состоят из туннеля, ведущего вниз к входной камере, где муравьи привлекают других членов колонии для помощи в поиске или транспортировке пищи. От входной камеры вниз ведут туннели к другим камерам, которые соединены туннелями с еще более глубокими камерами. Камеры служат для различных целей, например, для хранения пищи и отходов, а также для выращивания потомства. Исследователи ожидали, что у муравьев, использующих массовый способ добычи корма, входные камеры гнезд будут больше, чем в гнездах других видов, поскольку эти пространства должны обеспечивать взаимодействие большего числа муравьев. И действительно, это оказалось так. Однако ученые также ожидали, что гнезда фуражиров массового набора будут иметь большую «плотность сети», то есть большее количество связей между камерами, чем гнезда, построенные другими видами. По мнению ученых, большая плотность сети будет способствовать более активному перемещению муравьев и ресурсов по гнезду. Однако исследование показало, что у муравьев, представляющих все четыре кормовые стратегии, плотность сети была относительно низкой — даже в больших гнездах с сотнями камер. Более того, исследование показало, что при всех кормовых стратегиях гнезда с наибольшим количеством камер имели самую низкую плотность сети. В своей работе исследователи пишут, что этот вывод может быть обусловлен просто особенностями архитектуры: Слишком большое количество туннелей между камерами может ослабить структурную целостность гнезда, что может привести к разрушению всей системы.
Оригинал изображения: https://www.inaturalist.org/observations/177921140 02.09.2023 |
Транспорт
В Пензе разработали бионический подводный дрон | |
Новый подводный аппарат разработали в Пен... |
В ОЭЗ «Алабуга» для перевозки грузов запустили роботы-грузовики | |
6 автономных грузовых электрокаров Evocargo N1... |
В МАИ разрабатывается система контроля пилотов для безопасности полетов | |
Современные самолёты оснащены электроникой и&n... |
В НовГУ придумали, как сканировать дефекты дорожного полотна | |
В лаборатории беспилотных систем и цифров... |
Ростех поставил новые вертолеты Ми-8МТВ-1 в российские регионы | |
Холдинг Вертолеты России передал Государственн... |
Глава Минпромторга РФ узнал об импортозамещении Ансата на Дне машиностроителя | |
Холдинг Вертолёты России Госкорпорации Ростех ... |
Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле | |
К 2025 году на дорогах появятся миллионы ... |
На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда | |
В Южно-Сахалинске стартовал Дальневосточный эн... |
Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог | |
Сотрудники отдела радиофотоники МФТИ создали т... |
В России создают стандарты кибербезопасности для беспилотных автомобилей | |
Профессор Дмитрий Онищенко из МГТУ им. Н.... |
AA&P: Электромобили — более рискованный вид транспорта, чем обычные автомобили | |
Исследование Lero показало, что водители ... |
Будущее зарядных станций для электромобилей обсудили в Московском Политехе | |
В Московском Политехе прошла экспертная сессия... |
В МАИ создали беспилотник для мониторинга со сменными целевыми нагрузками | |
В Московском авиационном институте создали мно... |
ChatGPT поможет автономным автомобилям лучше понимать пассажиров | |
Инженеры Университета Пурдю разработали систем... |
В ПНИПУ повысили точность расчета свойств деталей авиакосмического транспорта | |
В строительстве авиакосмического транспорта ст... |
В ПИШ КАИ повышают эффективность управления дорожным движением | |
Программный комплекс, разработанный молодыми у... |
Science Robotics: Создано морфинг-колесо, преодолевающее любые препятствия | |
Разработана новая технология для создания... |
Journal of Power Sources: ИИ предотвратит возгорание аккумуляторов электрокаров | |
Одна из главных проблем безопасности элек... |
В Московском Политехе предложили новые подходы к стабилизации дронов | |
Магистрант Московского Политеха Владимир Карап... |
В МЭИ создали силовую электронику для БПЛА С-76 | |
Учёные разработали компоненты гибридной силово... |
В МАИ разработали дрон с ИИ для автономного полёта и обработки данных на лету | |
В МАИ создали беспилотный летательный апп... |
В России разработали перспективную беспилотную авиационную систему «Атлас» | |
Макет беспилотной авиационной системы Атлас пр... |
В МАИ назвали 6 ключевых трендов развития отечественной авиации | |
Будущее авиастроения определяют шесть ключевых... |
Эксперт отметил роль региональных центров в развитии авиационной промышленности | |
Помимо Москвы, в развитии авиапрома играю... |
Эксперт МАИ: искусственный интеллект и беспилотные системы — будущее авиации | |
Глава дирекции института Авиационная техника М... |
Environmental Research Letters: Частные самолеты не менее опасны для климата | |
Современные коммерческие самолёты выбрасывают ... |
Научная разработка аспирантки из Военмеха оптимизирует полеты | |
Проект учитывает особенности потока, такие как... |
В Московском Политехе рассказали, как новые технологии меняют облик автомобиля | |
Эксперты Московского Политеха предполагают, чт... |
Transportation Research: Выбросы абразива от поездов вызывают беспокойство | |
Вредное воздействие транспорта на окружаю... |
International Journal of Hydrogen Energy: К 2045 году будем летать на водороде | |
Летать на водороде — значит ра... |