В МАИ разрабатывается система контроля пилотов для безопасности полетов

Современные самолёты оснащены электроникой и могут летать в автоматическом режиме и самостоятельно заходить на посадку. Но даже самая надёжная авиационная система может потерпеть крушение из-за действий пилота.

Один из самых громких случаев — катастрофа Airbus А320-211 под Динь-ле-Беном в 2015 году, когда погибли 150 человек. Тогда второй пилот заблокировал кабину и направил самолёт на снижение в Альпах.

Благодаря развитию IT-технологий, появились системы объективного контроля пилотов самолёта.

В МАИ разрабатывают одну из таких систем. Она состоит из камер и датчиков, которые отслеживают действия пилота: куда он смотрит, как двигается, о чём говорит. Это позволяет определить, насколько адекватны его действия и состояние.

Пилоты должны строго следовать регламенту: в определённый момент времени совершать конкретные действия и проверять параметры по приборам. Это позволяет понять, куда и на какой прибор смотрит пилот, насколько внимательно он следит за ситуацией. Благодаря этому можно оценить, правильно ли пилот действует, проверяет ли необходимые параметры, сосредоточен ли он на задаче.

Чтобы создать такую систему, мы должны были тщательно изучить алгоритм действий пилотов во время полёта и особенности восприятия информации человеком, — рассказывает разработчик системы Глеб Боярский.

Например, известно, что человек воспринимает информацию с разным качеством в зависимости от области зрения:

  • область ясного видения — 1,5–3°;
  • область нормального видения — 12–15°;
  • область периферийного зрения — более 35°.

Также человек по-разному воспринимает цвета в разных областях зрения. Например, белый цвет мы видим во всём диапазоне углов зрения, синий — до 70°, красный — до 50°, а зелёный — до 30°.

Поэтому при оценке деятельности пилота учитываются физиологические особенности восприятия человека, — отмечает Боярский.

Если пилот ведёт себя неадекватно, самолёт переходит в режим безопасного полёта. Самолёт либо возвращается на землю, либо переходит в безопасный режим, чтобы не создавать угрозы для других воздушных судов и объектов на земле.

Система работает с двумя членами экипажа. Сейчас ведётся работа по сбору данных и привязке траектории движения и оценки взгляда пилота к правильному алгоритму действий. Система построена на принципах неинвазивности, чтобы не увеличивать стресс у пилотов во время полёта.

Хотя мы разрабатывали систему объективного контроля для создания пассажирского самолёта с одним пилотом, она может быть полезна в разных областях. Например, её можно установить на грузовиках дальнобойщиков, где часто остаётся один водитель. Часть нашей технологии уже используется в системах контроля водителей. Мы готовы расширять применение системы при заинтересованности заказчиков, — заключает разработчик.

21.10.2024


Подписаться в Telegram



Транспорт

Без капитана, но с комфортом: в Нижнем Новгороде строят судно без экипажа
Без капитана, но с комфортом: в Нижнем Новгороде строят судно без экипажа

Судостроительное предприятие Чкаловская судове...

Томск беспилотный: в городе открыт уникальный центр беспилотников
Томск беспилотный: в городе открыт уникальный центр беспилотников

Сегодня, 13 февраля, полномочный представитель...

Казанские ученые разработали систему для групповой работы дронов
Казанские ученые разработали систему для групповой работы дронов

Исследователи из Казани разработали алгор...

Новая система расширяет возможности беспилотных автомобилей
Новая система расширяет возможности беспилотных автомобилей

Беспилотные автомобили больше не далекая ...

9 из 10 новых автомобилей в Норвегии — полностью электрические
9 из 10 новых автомобилей в Норвегии — полностью электрические

Норвегия стоит на пороге того, чтобы стат...

Вертолеты-«косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км
Вертолеты-«косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км

Два вертолета Ми-8МТВ-1 перелетели из Каз...

NE: Батареи для электромобилей могут прослужить на 40% дольше, чем ожидалось
NE: Батареи для электромобилей могут прослужить на 40% дольше, чем ожидалось

Аккумуляторы электромобилей, подвергающихся об...

В Пензе разработали бионический подводный дрон
В Пензе разработали бионический подводный дрон

Новый подводный аппарат разработали в Пен...

В ОЭЗ «Алабуга» для перевозки грузов запустили роботы-грузовики
В ОЭЗ «Алабуга» для перевозки грузов запустили роботы-грузовики

6 автономных грузовых электрокаров Evocargo N1...

В НовГУ придумали, как сканировать дефекты дорожного полотна
В НовГУ придумали, как сканировать дефекты дорожного полотна

В лаборатории беспилотных систем и цифров...

Ростех поставил новые вертолеты Ми-8МТВ-1 в российские регионы
Ростех поставил новые вертолеты Ми-8МТВ-1 в российские регионы

Холдинг Вертолеты России передал Государственн...

Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле
Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле

К 2025 году на дорогах появятся миллионы ...

На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда
На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда

В Южно-Сахалинске стартовал Дальневосточный эн...

Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог
Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог

Сотрудники отдела радиофотоники МФТИ создали т...

Поиск на сайте

Знатоки клуба инноваций


ТОП - Новости мира, инновации

Cell Reports: Голодание приносит пользу взрослым, но создает риск для подростков
Cell Reports: Голодание приносит пользу взрослым, но создает риск для подростков
Легкие и прочные: как Al-Sc сплавы покоряют промышленность
Легкие и прочные: как Al-Sc сплавы покоряют промышленность
69 ученых, которые меняют мир: история успеха из Нижнего Новгорода
69 ученых, которые меняют мир: история успеха из Нижнего Новгорода
Невидимые враги: как ароматизаторы превращают ваш дом в угрозу для здоровья
Невидимые враги: как ароматизаторы превращают ваш дом в угрозу для здоровья
Как взрываются звезды: открытия, которые меняют наше представление о Вселенной
Как взрываются звезды: открытия, которые меняют наше представление о Вселенной
Как получить инструмент будущих инженеров бесплатно, если ты студент
Как получить инструмент будущих инженеров бесплатно, если ты студент
Спасти жизнь за минуты сможет кетамин в борьбе с эпилептическим статусом
Спасти жизнь за минуты сможет кетамин в борьбе с эпилептическим статусом
От шахт до чистой энергии: путь австралийской горнодобывающей промышленности
От шахт до чистой энергии: путь австралийской горнодобывающей промышленности
Без капитана, но с комфортом: в Нижнем Новгороде строят судно без экипажа
Без капитана, но с комфортом: в Нижнем Новгороде строят судно без экипажа
Цикорий и кобальт: дуэт против рака, бьющий точно в цель
Цикорий и кобальт: дуэт против рака, бьющий точно в цель
Больничные раковины и невидимый враг, который в них живет
Больничные раковины и невидимый враг, который в них живет
Лазер, графен, полимер: как создают электронику, которую можно сгибать
Лазер, графен, полимер: как создают электронику, которую можно сгибать
Ученые объединили два прибора в один, чтобы лучше анализировать газы
Ученые объединили два прибора в один, чтобы лучше анализировать газы
Световые качели: физики открыли новый способ управлять светом
Световые качели: физики открыли новый способ управлять светом
Удаленка навсегда: как бизнес адаптируется к новым реалиям
Удаленка навсегда: как бизнес адаптируется к новым реалиям

Новости компаний, релизы

Более 200 нижегородцев посетили научные кинопоказы честь Дня российской науки
Школьников и студентов Хабаровского края приглашают написать всероссийский диктант «Наука во имя Победы»
На Фестивале «Москва — Точка старта» победили проекты из МИФИ
В Калуге обсудили меры поддержки молодых учёных региона
Международные эксперты оценили разработанную для нижегородского завода технологию