Вода против ротора: три стадии перед тем, как дрон захлебнется

Максим Наговицын06.07.20251302

Когда лопасти дрона режут воду, а не воздух, привычные законы аэродинамики перестают работать.

Вода против ротора: три стадии перед тем, как дрон захлебнется
Источник: нейросеть

Воздушно-водные дроны, способные летать и нырять, открывают новые возможности для разведки, спасательных операций и работы в океане. Но переход из воздуха в воду — это не просто прыжок, а сложный аэродинамический вызов, особенно когда лопасти ротора касаются поверхности или погружаются в нее.

Команда профессора Вана Сяо и доктора Ци Чжань из Национальной ключевой лаборатории вертолетной аэродинамики при Нанкинском университете аэронавтики и астронавтики разработала новую модель, которая предсказывает, как ротор ведет себя у границы воды и воздуха. Они отказались от упрощенных расчетов и создали Finite Vortex Rotor Model (FVRM), учитывающую деформацию воды и турбулентность.

Результаты опубликованы в издании Chinese Journal of Aeronautics.

Оказалось, что при приближении к воде ротор проходит три стадии:

  1. Прогиб — вода под дроном вдавливается, но брызг еще нет.
  2. Фонтан — появляются первые капли, вода разбрызгивается в стороны.
  3. Кипение — хаотичный выброс капель, резкие скачки тяги, управлять дроном становится сложно.

Чем ближе ротор к воде и чем выше его нагрузка, тем быстрее наступает третья стадия. Ученые рассчитали границу, за которой тяга резко падает, и предложили инженерам два выхода: увеличивать диаметр ротора или ограничивать мощность у поверхности.

Наша модель не просто теория, — говорит профессор Ван. — Она помогает избежать режима «кипения», когда дрон теряет стабильность.

В будущем команда планирует детальнее изучить потоки на границе воды и воздуха с помощью компьютерного моделирования и высокоскоростной съемки.

Этот метод позволит:

  • Улучшить управление дронами-амфибиями — например, при посадке на волны или погружении в шторм.
  • Снизить аварийность — пилоты будут заранее знать, на какой высоте начинается «кипение» и избегать опасных режимов.
  • Ускорить разработку новых аппаратов — инженеры смогут точнее рассчитывать параметры роторов без дорогих натурных испытаний.

Особенно полезно для спасателей: представьте дрон, который ищет людей после цунами — то летит над водой, то ныряет в завалы. Без таких расчетов он может просто перевернуться при касании поверхности.

Однако модель учитывает только спокойную воду. В реальности волны, ветер и солевые брызги могут изменить картину. Например, при боковом ветре «стадия кипения» наступит раньше. Хорошо бы проверить расчеты в условиях, приближенных к штормовым.

Ранее мы опубликовали 10 инновационных трендов в сфере транспорта.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ
Ученые взвесили совесть водителей, чтобы усовестить ИИ

Представьте, что автомобиль без води...

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

ITPOD обновил номенклатуру серверов — разбираем обозначения
Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
Как учат инноваторов: новый подход Московского Политеха