Затишье перед травмой: электромобили оказались слишком бесшумными для пешеходов

Максим Наговицын05.07.2025219

Тихий электромобиль — это не всегда плюс: новый эксперимент показал, почему пешеходы теряются.

Затишье перед травмой: электромобили оказались слишком бесшумными для пешеходов
Испытуемый в акустической лаборатории Чалмерса пытается определить направление звуков электромобиля с помощью игрушечного пистолета, переделанного в лазерную указку. Один из самых распространённых сигналов оказался крайне сложным для локализации. Источник: Chalmers

Электромобили уже не редкость, но их тихий звук создает новую проблему: пешеходы и велосипедисты часто не могут понять, откуда едет машина.

Исследователи из Технологического университета Чалмерса (Швеция) выяснили, что один из самых распространенных предупредительных сигналов электрокаров люди с трудом распознают — особенно если вокруг несколько таких машин.

Результаты опубликованы в издании The Journal of the Acoustical Society of America.

В эксперименте участникам давали послушать три типа предупреждающих звуков, которые издают электромобили при движении на низкой скорости.

AVAS (Acoustic Vehicle Alerting System) — система звукового оповещения электромобилей, которая издает искусственный шум на низких скоростях, чтобы пешеходы и велосипедисты могли их заметить.

Один из них — двухтональный — оказался самым сложным: большинство не смогли определить направление звука или даже понять, одна это машина или несколько.

Для сравнения, звук двигателя внутреннего сгорания люди распознавали мгновенно.

Производители обязаны оснащать электрокары звуковыми сигналами, но требования касаются только слышимости, а не точности локализации, — объясняет Леон Мюллер, аспирант кафедры архитектуры и гражданского строительства. — Представьте парковку у супермаркета: несколько одинаковых машин с одинаковыми звуками едут в разных направлениях. Сейчас это реальная проблема.

Сейчас в Европе, Китае и Японии электромобили должны издавать предупреждающий звук на скорости до 20 км/ч, в США — до 30 км/ч. Но тестируют эти сигналы в идеальных условиях, без фонового шума. В реальности же вокруг гудят другие машины, кричат люди, играет музыка.

Как проходил эксперимент:

  • Участники стояли в центре звуконепроницаемой комнаты, окруженной 24 динамиками.
  • Им включали три типа сигналов: двухтональный, многозвучный и шумовой, а также звук ДВС.
  • Задача — быстро определить, откуда идет звук.

Результат: двухтональный сигнал от трех машин одновременно сбивал с толку всех. Никто не смог правильно определить направление за 10 секунд.

Почему так происходит

Звук двигателя внутреннего сгорания состоит из коротких импульсов с разными частотами — его легко распознать. А монотонный сигнал электрокара, особенно на одной частоте, ухо хуже улавливает.

Электромобили тише — это хорошо, но важно найти баланс, — говорит Мюллер. — Нужен сигнал, который и предупреждает, и не раздражает.

Сейчас ученые изучают, как люди реагируют на разные типы сигналов в реальных условиях. Возможно, в будущем появится новый стандарт — более удобный для всех.

Это исследование может помочь:

  • Производителям — разработать более эффективные звуковые сигналы, которые не просто «галочка» в стандартах, а реально помогают пешеходам.
  • Регуляторам — ужесточить требования, чтобы звук электромобилей был не только слышным, но и легко локализуемым.
  • Городам — снизить риски ДТП с участием тихих машин, особенно в зонах с плотным пешеходным трафиком.

Эксперимент проводился в идеальных акустических условиях — без ветра, дождя, эха от зданий или других городских шумов. В реальности ситуация может быть еще хуже: например, в ветреный день или на оживленной улице сигналы будут теряться еще сильнее.

Ранее мы опубликовали 10 инновационных трендов в транспортной сфере.

Подписаться: Телеграм | Дзен | Вконтакте


Транспорт

Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику
Два колеса — тысячи юаней: как велопрокат разгоняет китайскую экономику

Экономисты обнаружили неожиданный эффект дешев...

Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы
Два винта в одной трубе: ученые выжали из eVTOL лишние килограммы

Кажется, инженеры нашли способ сделать летающи...

Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока
Предложен новый способ борьбы с динамическим срывом потока

Что, если одна маленькая деталь сможет сд

Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей
Разработан новый метод шлифовки для авиадвигателей

Тепло, трение, перерасход энергии —...

Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения
Новое покрытие защитит авиадвигатели от разрушения

Авиадвигатели будущего должны выдерживать адск...

Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников
Ученые улучшили управление ресурсами беспилотников

Южнокорейские ученые научили беспилотники дели...

Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами
Ученые нашли способ уменьшить страх перед автопилотами

Автономные автомобили безопаснее живых водител...

Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека
Лед тронулся: дороги учатся плавить снег без участия человека

Тысячи аварий ежегодно происходят из-за скольз...

Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию
Трещинам тут не место: ученые объявили войну дорожному покрытию

Представьте дороги, которые заделывают трещины...

Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры
Логистика на автопилоте: что тормозит беспилотные фуры

Автономные фуры обещают сократить расходы и&nb...

Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами
Беспилотники на распутье: когда машины перестанут путать лужи с ямами

Сколько ошибок должен совершить искусственный ...

Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени
Термический щит: как оксид ниобия спасает сплавы от адского пламени

Кажется, ученые нашли способ заставить тугопла

Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий
Vehicles: Передние стоп-сигналы снижают число аварий

Стоп-сигналы спереди — почему эту&n...

Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%
Цифровая очередь сократила выбросы судов на 24%

Цифровая очередь для грузовых судов не&nb...

Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию
Водород на крыло: как ледяное топливо согреет авиацию

Ученые придумали, как заставить жидкий во...

Новая система следит за поведением водителя без камер
Новая система следит за поведением водителя без камер

В Каталонии с начала года на дорогах...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Новости компаний, релизы

Автономные дроны без веб-интерфейса: просто API и никаких сложностей
Стажировка на Казанском вертолетном заводе – как студенты осваивали авиастроение
Как Самолет ускорил работу девелоперов в 7 раз
XIII Всероссийский съезд молодых ученых в Уфе: технологии и традиции
Лаборатория по поиску киберугроз в МИФИ: студенты и эксперты BI.ZONE объединяются