Затишье перед травмой: электромобили оказались слишком бесшумными для пешеходов
Тихий электромобиль — это не всегда плюс: новый эксперимент показал, почему пешеходы теряются.

Электромобили уже не редкость, но их тихий звук создает новую проблему: пешеходы и велосипедисты часто не могут понять, откуда едет машина.
Исследователи из Технологического университета Чалмерса (Швеция) выяснили, что один из самых распространенных предупредительных сигналов электрокаров люди с трудом распознают — особенно если вокруг несколько таких машин.
Результаты опубликованы в издании The Journal of the Acoustical Society of America.
В эксперименте участникам давали послушать три типа предупреждающих звуков, которые издают электромобили при движении на низкой скорости.
AVAS (Acoustic Vehicle Alerting System) — система звукового оповещения электромобилей, которая издает искусственный шум на низких скоростях, чтобы пешеходы и велосипедисты могли их заметить.
Один из них — двухтональный — оказался самым сложным: большинство не смогли определить направление звука или даже понять, одна это машина или несколько.
Для сравнения, звук двигателя внутреннего сгорания люди распознавали мгновенно.
Производители обязаны оснащать электрокары звуковыми сигналами, но требования касаются только слышимости, а не точности локализации, — объясняет Леон Мюллер, аспирант кафедры архитектуры и гражданского строительства. — Представьте парковку у супермаркета: несколько одинаковых машин с одинаковыми звуками едут в разных направлениях. Сейчас это реальная проблема.
Сейчас в Европе, Китае и Японии электромобили должны издавать предупреждающий звук на скорости до 20 км/ч, в США — до 30 км/ч. Но тестируют эти сигналы в идеальных условиях, без фонового шума. В реальности же вокруг гудят другие машины, кричат люди, играет музыка.
Как проходил эксперимент:
- Участники стояли в центре звуконепроницаемой комнаты, окруженной 24 динамиками.
- Им включали три типа сигналов: двухтональный, многозвучный и шумовой, а также звук ДВС.
- Задача — быстро определить, откуда идет звук.
Результат: двухтональный сигнал от трех машин одновременно сбивал с толку всех. Никто не смог правильно определить направление за 10 секунд.
Почему так происходит
Звук двигателя внутреннего сгорания состоит из коротких импульсов с разными частотами — его легко распознать. А монотонный сигнал электрокара, особенно на одной частоте, ухо хуже улавливает.
Электромобили тише — это хорошо, но важно найти баланс, — говорит Мюллер. — Нужен сигнал, который и предупреждает, и не раздражает.
Сейчас ученые изучают, как люди реагируют на разные типы сигналов в реальных условиях. Возможно, в будущем появится новый стандарт — более удобный для всех.
Это исследование может помочь:
- Производителям — разработать более эффективные звуковые сигналы, которые не просто «галочка» в стандартах, а реально помогают пешеходам.
- Регуляторам — ужесточить требования, чтобы звук электромобилей был не только слышным, но и легко локализуемым.
- Городам — снизить риски ДТП с участием тихих машин, особенно в зонах с плотным пешеходным трафиком.
Эксперимент проводился в идеальных акустических условиях — без ветра, дождя, эха от зданий или других городских шумов. В реальности ситуация может быть еще хуже: например, в ветреный день или на оживленной улице сигналы будут теряться еще сильнее.
Ранее мы опубликовали 10 инновационных трендов в транспортной сфере.