Лягушки не должны умирать под колесами: как тоннели спасают целые виды
Дороги убивают земноводных тысячами, но простое решение — тоннели — может изменить ситуацию.

Лягушки, саламандры и другие земноводные по всему миру сталкиваются с угрозами: смертоносный грибок, изменение климата, потеря среды обитания и… дороги. Да-да, обычные дороги. Они разрезают пути миграции, и каждый год под колесами гибнут миллионы животных.
Но есть решение, и оно работает. Новое исследование, первое в своем роде, доказало: тоннели под дорогами спасают жизни земноводных. Ученые из Университета Вермонта, местные экологи и просто неравнодушные жители более десяти лет наблюдали за двумя такими переходами в городке Монктон. Результат впечатляет: смертность сократилась на 80,2%.
Я знал, что тоннели помогут, но не ожидал такого эффекта, — признается эколог Мэтью Марселино, ведущий автор исследования. — Если исключить лягушек-древолазов, которые могут карабкаться, то снижение смертности достигает 94%.
Исследование опубликовано в Journal for Nature Conservation.
Как это проверяли
Ученые использовали метод «до и после»: пять лет собирали данные до строительства тоннелей (2011–2015) и семь лет — после (2016–2022). Они сравнивали три зоны: участок с тоннелями и направляющими стенами, буферную зону за стенами и контрольный участок без изменений.
Каждую весну, в дождливые вечера, волонтеры и ученые выходили на дорогу и считали каждую лягушку, жабу или саламандру — живую или мертвую. Всего зафиксировали 5273 особи, включая 1702 пятнистых саламандр (почти половина погибла) и 2545 лягушек-древолазов (70% мертвы). Но в зоне тоннелей смертность оказалась значительно ниже.
Почему дороги — опасны
Земноводные — важная часть экосистемы, но они уязвимы. В Вермонте и других северных штатах они зимуют в лесах, а весной массово мигрируют к водоемам для размножения.
Это происходит в конце марта — апреле, — объясняет профессор Бриттани Мошер. — Не один вид, а сразу несколько, сотни или тысячи особей одновременно.
Проблема в том, что дороги часто прокладывают как раз между лесом и водой — прямо на пути миграции.
Если бы проектировщики думали о земноводных, они бы так не делали, — говорит Мошер.
Лягушки и саламандры медлительны. Если олень перебегает дорогу за секунды, им нужно несколько минут. А когда их сотни — результат печальный.
Как все начиналось
В 2006 году жители Монктона вышли посмотреть на миграцию и ужаснулись: за две ночи на дороге нашли больше тысячи погибших животных. Это сплотило местных активистов, ученых и власти. В 2015 году построили два тоннеля длиной 1,3 км. Стоимость — 342 397 долларов, что гораздо дешевле мостов для крупных животных (их цена доходит до 100 млн долларов).
Тоннели шириной 1,2 метра с направляющими стенами. В 2016 году камеры зафиксировали 2208 земноводных, а еще медведей, рысей, енотов и даже змей — тоннели полезны не только для лягушек.
Выводы
Тоннели работают, — говорит Марселино. — Надеюсь, дорожные службы будут учитывать это при строительстве.
Мошер добавляет: это пример того, как люди могут защитить природу.
Все началось с инициативы местных жителей. Так может поступить любое сообщество.
Этот проект:
- Доказывает эффективность тоннелей — теперь есть данные, а не просто предположения.
- Дает инструмент для сохранения биоразнообразия — дешевле, чем мосты для крупных животных.
- Показывает силу локальных инициатив — обычные люди могут влиять на экологию.
Исследование не учитывает долгосрочное влияние тоннелей на популяцию: увеличилось ли число земноводных или просто меньше гибнет? Также неясно, как тоннели работают в других климатических условиях.
Ранее ученые озвучили безжалостный прогноз для амфибий.