Упасть не беда, беда не подняться: шмели нашли средство против азиатских шершней
Шмели знают удивительно успешный метод борьбы с азиатскими шершнями, как показывают новые исследования. При нападении шмели падают на землю, увлекая за собой шершней. Это приводит к тому, что шершень либо теряет хватку, либо шмель борется с ним до тех пор, пока шершень не сдастся.

Ученые Эксетерского университета наблюдали более 120 таких атак и были ошеломлены, обнаружив, что шмели каждый раз отбивались от шершней.
Несмотря на это, в районах с высокой численностью азиатских шершней наблюдалось снижение темпов роста шмелиных колоний, что свидетельствует о том, что шершни все же оказывают негативное воздействие, даже если их нападения на входы в колонии обычно оказываются безуспешными.
Азиатские шершни (также известные как желтоногие шершни) уже захватили большую часть континентальной Европы и некоторые районы Восточной Азии, а недавно впервые были зарегистрированы в США.
В Великобритании и континентальной Европе их численность в этом году достигла рекордного уровня, что вызывает опасения за опылителей и заставляет предпринимать значительные усилия по борьбе с ними.
Азиатские шершни охотятся на широкий спектр насекомых, включая медоносных пчел, но мало что известно об их воздействии на других опылителей, — говорит Томас О'Ши-Уэллер (Thomas O'Shea-Wheller), сотрудник Института окружающей среды и устойчивого развития при кампусе Пенрин в Эксетере (Корнуолл).
В случае с медоносными пчелами шершни совершают так называемый «налет» — зависают возле гнезда пчел и нападают на возвращающихся кормилиц, когда те пролетают мимо.
Мы зафиксировали, что шершни делают то же самое со шмелями, но с той удивительной разницей, что в наших наблюдениях они были совершенно безуспешны.
В ходе исследования колонии шмелей, выращенных в искусственных условиях, разместили в 12 точках провинции Понтеведра (Испания) с различной плотностью азиатских шершней.
Колонии взвешивались каждые два дня (изменение веса является показателем роста колонии), и колонии в местах с более высокой плотностью азиатских шершней росли медленнее.
Мы не можем точно сказать, почему так происходит, — говорит О'Ши-Уэллер.
Возможно, что какой-то внешний фактор благоприятен для азиатских шершней, позволяя им процветать, но плох для шмелей.
Однако более вероятно, что присутствие азиатских шершней ограничивает успех шмелиных колоний.
Хотя нападения, которые мы наблюдали на входе в колонию, были безуспешными, шмели, как сообщается, входят в рацион азиатских шершней, а шершни, как известно, охотятся на них и в других местах.
Кроме того, защита от таких нападений, вероятно, требует больших энергетических затрат, а при высокой численности шершней это может стать серьезной проблемой для пчел, находящихся на кормежке.
Шершни также потребляют нектар из цветов, что означает, что они напрямую конкурируют с пчелами за пищу и досаждают им в местах скопления цветов постоянными нападениями.
Комментируя низкий процент успешных нападений шершней, О'Ши-Уэллер сказала:
Я видела, как шершни нападали на шмелей всех размеров, в том числе и на тех, которые были крупнее их.
Они очень настойчивые и универсальные хищники, поэтому, несмотря на высокий процент неудач, такие нападения могут быть оправданными, поскольку иногда им удается убить шмеля.
Бурохвостые шмели (Bombus terrestris) не эволюционировали вместе с азиатскими шершнями (Vespa velutina) в одной среде, поэтому О'Ши-Уэллер считает, что их успешная оборонительная стратегия вполне может быть «эволюционным совпадением».
В то время как медоносные пчелы часто не могут вырваться из лап азиатских шершней, будучи схваченными в воздухе, защитная реакция шмелей, заключающаяся в падении на землю, оказывается более успешной, — сказал он.
Помимо сотрудников Эксетерского университета, в состав исследовательской группы вошли ученые из Университета Виго и Университета Сантьяго-де-Компостела.
Исследование финансировалось Исследовательским советом по биотехнологии и биологическим наукам (BBSRC) и Европейским фондом регионального развития (ERDF).
Работа опубликована в журнале Communications Biology.