Лед тронулся: в Новосибирске испытывают технологии против обледенения
Ирина Мануйлова, заместитель губернатора Новосибирской области, побывала в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Там она познакомилась с передовыми разработками, которые поддерживают грантами Российский научный фонд и правительство региона.
Одна из главных гордостей института — малая климатическая аэродинамическая труба (МКАТ). Ее построили в 2024 году, и аналогов в России пока нет.
Как это работает
- В трубе создают искусственный холодный воздушный поток — от –30°C до +5°C.
- Скорость воздуха регулируют — от 5 до 50 метров в секунду.
- Внутрь помещают модели самолетов, ветряков или энергооборудования и проверяют, как на них образуется лед и как с ним бороться.
Зачем это нужно
- Испытывать антиобледенительные системы для самолетов, дронов и ветряных электростанций.
- Разрабатывать новые технологии для авиации, энергетики и машиностроения.
- Помогать нефтегазовой отрасли и энергетике в суровых климатических условиях.
Наши разработки укрепляют технологическую независимость страны, — подчеркнула Ирина Мануйлова.
Они важны не только для науки, но и для экономики региона. Например, исследования в области беспилотников и климатических испытаний помогут развивать «умные» города и инфраструктуру Сибири.
Лазеры и плазма: от авиации до ремонта
Ученые института также работают с лазерными и плазменными технологиями:
- Лазерная сварка титановых и алюминиевых сплавов уже используется в производстве деталей для самолетов.
- Установка «Термоплазма 50» наносит защитные покрытия на лопатки турбин, продлевая их срок службы.
- В ближайшее время эти технологии начнут применять на Бердском электромеханическом заводе для ремонта авиационных деталей.
Над лазерной сваркой работали ученые нескольких институтов СО РАН, — пояснил Вадим Васильев, министр науки и инновационной политики Новосибирской области.
Это пример успешной коллаборации науки и промышленности.