Молодая наука или первые шаги будущих ученых
Как дать творческому потенциалу детей раскрыться? Как вырастить настоящих гениев? Такими вопросами задаются родители и педагоги, стараясь передать подрастающему поколению максимум знаний и умений. Сейчас существует немало способов, позволяющих развить таланты учащихся и привлечь их к научному творчеству.
Повод для исследования можно отыскать где угодно
Так, учителя со всей России и стран СНГ делятся своим опытом и примерами мотивации учеников в профессиональном онлайн сообществе «Образовательная Галактика Intel». Педагоги рассказывают, как организуют исследовательские проекты для детей, помогающие даже самым младшим школьникам самостоятельно решать практические задачи и принимать важные решения.
Так, ученикам средней школы № 23 города Коврова проектный вид деятельности помог не только узнать больше о биологии и медицине, но и решить такую элементарную бытовую проблему, как появление плесени.
Рыбакина Татьяна Ивановна, учитель 2 «А» класса, в котором в рамках конкурса „Социальный проект“ был реализована работа „Как победить плесень?“ рассказывает, что однажды обнаружив в кабинете очаг появления плесени, ее ученики решили своими силами его устранить. Ребята начали искать эффективные методы борьбы с плесенью, для чего были опрошены специалисты – медицинские работники и строители. Затем школьники определили сторону горизонта проблемной стены и стали наблюдать за температурным режимом. На основе полученной информации вместе с учителем был разработан комплекс действий по устранению плесени. Ребята поддерживали в классе оптимальный микроклимат и приучились сами следить за порядком, а по итогам проекта выпустили информационный буклет. Успех их дела был во многом обеспечен наглядной пользой.
Преимущество работы в формате проекта бесспорно. Дети учатся находить разные пути решения задач, планировать свои действия, работать в команде. У них развивается критичность мышления и самостоятельность, а главное – повышается заинтересованность в работе. В результате дети приобретают качества, необходимые настоящему ученому. Кто знает, кто совершит следующее важнейшее научное открытие? Возможно, будущие Ломоносовы и Кулибины есть среди детей, которые сегодня делают лучше мир вокруг себя!
Сейчас у ребят есть масса возможностей для раскрытия творческого потенциала: участие в сезонных школах и научных конкурсах, реализация проектов в исследовательских лабораториях и STEM-центрах.
Ярким научным событием для старшеклассников является Intel ISEF – ежегодный смотр-конкурс молодых ученых. Каждую весну в США собираются претенденты на обладание так называемой «Малой Нобелевской премии». Вот уже более 60 лет талантливые школьники-изобретатели разрабатывают проекты и представляют их на суд высокопрофессиональному жюри, получая шанс проявить себя и привлечь внимание мирового сообщества ученых.
Одними из первых российских участников Intel ISEF 2015 стали Анастасия Воскобойникова из Нижнего Новгорода, Ольга Сметанина и Анастасия Смирнова из Нижегородской области. Девочки рассказали, почему им интересна исследовательская деятельность и что представляют собой их конкурсные проекты.
Ольга Сметанина, автор проекта «Комплексная оценка функционального состояния лейкоцитов организма-опухоленосителя in vitro в целях индивидуального прогноза реакции на лечение»:
«Серьезное увлечение биологией началось в 10 классе, когда в нашем лицее появилась возможность посещать спецкурс „Медицинская биология“, базирующийся на кафедре биологии НижГМА. Там я и познакомилась со своим будущим научным руководителем, которая увлеченно рассказывала о своем проекте. Удачно выступив весной на городской научной конференции „Эврика“, Ирина Андреевна предложила поучаствовать в Приволжском научно-инженерном конкурсе РОСТ, отборочном этапе Intel ISEF. С этого момента мы стали изучать теорию, все лето проводили эксперименты, а с сентября занялись обработкой результатов. Все наши совместные усилия не прошли даром, и моя команда оправдала надежды Ирины Андреевны.
Моя работа является частью большого проекта кафедры биологии НижГМА «Поиск новых возможностей в диагностике и терапии злокачественных новообразований». Нам удалось модернизировать метод ДНК-комет, методика стала мобильнее, дешевле и безопаснее, а значит, доступнее для широкого круга российских исследователей. Разработка позволяет изучать состояние ДНК и жизнеспособность клеток крови гораздо быстрее и информативнее, чем при использовании прежних методик. Эти данные дают возможность в дальнейшем прогнозировать переносимость лечения индивидуально для каждого пациента».
Сейчас Ольга продолжает готовиться к Intel ISEF, дорабатывая проект, дополняя его новыми данными и экспериментами. Это интересная, но в то же время и волнительная работа: впереди ждет другая страна, английский язык, 1500 проектов-конкурентов, судьи – лауреаты Нобелевских премий… «Несмотря на это, меня переполняют эмоции, которые вселяют уверенность!» — говорит Ольга.
Увлечение Анастасии Воскобойниковой наукой началось с участия в конкурсе РОСТ два года назад. Тогда она впервые попала в общество увлеченных людей и увидела, насколько увлекательным может быть процесс исследования, поиска нового ответа на вопрос.
«Научная работа — это всегда интересно, ведь она является одновременно способом и мотивацией для поиска новой информации и для саморазвития, — рассказывает Анастасия, - кроме того, получение нового результата похоже на победу в соревнованиях, что обеспечивает хорошее настроение. Ещё работа в лаборатории даёт возможность общаться с людьми, которые не входят в мой обычный круг общения, а это позволяет мне перейти на уровень, отличающийся от уровня обычного школьника.
Для участия в Intel ISEF пришлось серьёзно увеличить темпы работы. Мы модернизировали установку и сейчас проводим серию новых экспериментов. Ещё пришлось расширить поиск литературы по направлениям, близким к направлению нашего исследования, в том числе пытаемся узнать
Наш проект «Речное цунами и безопасность для людей и сооружений, расположенных вдоль русел рек» заключается в следующем: при расчетах степени опасности некоторых гидросооружений не учитывались волны, которые будут образовываться при быстром обрушении плотины или дамбы, что привело к тому, что потенциально опасные территории плохо защищены от возможных разрушений. Итогом работы мы хотим сделать метод, который позволит более полно учитывать последствия аварий, а значит лучше обеспечивать безопасность людей и хозяйственно важных объектов. В этом состоит актуальность темы и её польза для человечества».
Каждое исследование — это шажок, на который человечество продвинулось к более светлому завтра. И пустьсначала он очень маленький. Множество таких шагов и ведёт к новым глобальным открытиям.
Автор Дарья Уставщикова
11.03.2015, 1786 просмотров.