Организация занятий по литературному слушанию
Так как книги о Гарри Поттере не включаются в процесс непрерывного литературного образования и не рассматриваются с педагогической методической точки зрения, небольшие разработки и рекомендации по литературному слушанию для старших дошкольников по книге «Гарри Поттер и Философский камень» на данный момент являются особенно актуальными.
В своих предложениях стоит опираться на стандартные методические программы для возрастной категории от 5 до 7 лет. Так как первая книга Джоан Роулинг из серии, доступной на сайте https://HPRosmen.ru/, определена как сказка, то методику работы с ней рассматривают тоже как со сказкой.
Причина выбора литературного текста
Педагогу, выбравшему «Гарри Поттера и Философский камень», важно осознавать, почему и на каких основаниях он обратился именно к этой книге, чтобы прочесть её детям. Чего именно он хочет добиться через неё. Постановка целей на начальном этапе крайне важна, так как с осмысления самим педагогом начинается любое влияние на детей.
«Гарри Поттер» полностью соответствует законам композиционного построения сказки. В ней отсутствует проекция личности автора на его героев. Как признавалась сама Джоан Роулинг, она использовала в качестве прототипов некоторых своих знакомых, в том числе из детства, однако саму себя не описала ни в одном из персонажей.
Сама автор не выражает в книге собственной позиции и отношения к героям.
Также в книге происходят необычные и чудесные вещи, которые нравятся детям. Волшебные сюжеты являются основой построения всего произведения. Язык повествования прост для детского понимания, нет непонятных для дошкольников слов, которые нуждаются в толковании. В том числе неологизмы, которые использует автор и сам же их объясняет в процессе повествования:
— названия людей – магл (человек, не обладающий магическими способностями);
— названия денег – кнат, сикль, галеон;
— названия факультетов – Гриффиндор, Слизерин, Когтевран, Пуффендуй.
Роулинг писала книгу для детей, наблюдая за ними. Поэтому на страницах затрагиваются проблемы и взаимоотношения, близкие и характерные для детей, которые им понятны и животрепещущи. Также используется классическая схема: завязка – кульминация – развязка (катарсис).
Целеполагание
Как только задана цель, с которой была выбрана книга, необходимо чётко обозначить, какие аспекты при работе с дошкольниками наиболее важны. То есть, что именно педагог хочет развить в своих слушателях, прибегая к выбранному им художественному тексту.
В случае с «Гарри Поттером» это следующие направления:
— эстетическое развитие;
— нравственное развитие;
— развитие познавательной деятельности;
— социальное развитие;
— творческое развитие;
— развитие воображения.
Обозначив для себя цели, которые лягут в основу работы, необходимо не отклоняться от них, но и не акцентировать особое внимание на каком-то одном или нескольких пунктах. Все эти пункты должны комплексно прорабатываться. На ребёнка должно производиться многостороннее воздействие, чтобы постепенно, в течение многих занятий, можно было заложить основу и сформировать целостную и разносторонне развитую личность.
Способы организации занятий по литературному слушанию
Так как взят довольно объёмный текст, то нельзя проводить занятия с ним по одной и той же схеме – это может утомить детей, несмотря на то, что они любят давно знакомые и привычные способы деятельности. Дошкольники устают от чтения, потому как им приходится сидеть на одном месте и слушать в течение долгого времени. Потому занятия по литературному слушанию следует иногда разнообразить. Это могут быть:
1. Игровые действия – дети изображают понравившихся им героев из того, что прочли, или заинтересовавшие их ситуации и действия, где дети могут играть как самостоятельно, так и вместе с педагогом. Например, это может быть первый урок по полётам на метле (отрывок из книги Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Философский камень»).
2. Творческая деятельность – предложить детям изобразить интересных для них героев (нарисовать, слепить, а потом коротко рассказать, кого они изобразили и почему).
3. Встречи с интересными людьми – сейчас очень много молодых людей занимается таким видом деятельности, как косплей (костюмированная игра, воссоздание образов героев книг, фильмов, видеоигр, мультфильмов и т. п. путём подборки костюма, макияжа и дополнительных атрибутов, характерных для выбранного персонажа). Это может оказаться интересным для дошкольников, так как они вживую увидят и познакомятся с уже ставшими им знакомыми и привычными персонажами книги, смогут с ними пообщаться и даже посмотреть представление.
4. Демонстрация фильма – этот приём актуален только по прочтении книги целиком. Дети смогут сравнить свои представления о персонажах, о ситуациях и местах действия с тем, что показано на экране, а также ещё раз пережить все те события, которые им уже известны, и заново проследить за жизнью героев сказки.
Методики проведения занятий
Методики проведения занятий должны отталкиваться и исходить из целеполагания при организации литературного слушания. Иметь они могут следующие варианты:
1. Беседы по прочитанному тексту (на основе методических рекомендаций для дошкольников).
2. Творческая деятельность (пластическое или художественное изображение персонажей/ситуаций).
3. Демонстрация иллюстраций и кадров из фильма (возможно обсуждение, верно ли, по их мнению, авторы иллюстраций изобразили сюжеты и похожи ли герои из фильма на персонажей).
4. Перенос литературных сюжетов на реальную жизнь (как бы сами дети поступили на месте героев, что было бы, если это произошло с нами и т. д.).
5. Элементы театральности (сам педагог может явиться, например, в костюме профессора МакГонагалл и держать себя подобно этому персонажу) или небольшие театрализованные сценки (по отрывку из понравившейся наиболее главы самими детьми или с помощью/с участием педагога).
6. После полного прочтения книги – просмотр фильма и обсуждение (понравился ли детям фильм, всё ли там было так, как они представляли, полностью ли похож фильм на то, что было в книге и т. д.).
7. Чтение перед сном. Дошкольники очень любят, когда взрослый читает им сказку перед сном, а в данном случае можно прочесть детям главу перед тихим часом, усадив/уложив их в свои кровати. Этот метод хорош и в том плане, что проще будет добиться тишины во время тихого часа, так как чтение может способствовать более лёгкому засыпанию. Но его лучше применять, когда дети слышали уже хотя бы две главы книги, чтобы их интерес и желание слушать и сидеть в тишине подогревался любопытством.
Такие методики помогают развить в детях тягу к познавательной деятельности, фантазию, воображение, аналитические способности, внимательность, творческие способности. К тому же им будет проще и интереснее воспринимать читаемый им текст и запоминать, при этом получая положительные эмоции.
Также обратите внимание на то, что некоторые варианты методик можно комбинировать между собой в одном занятии. Но очень важно избежать переизбытка их использования, потому что это может отвлечь детей от основного текста книги и переключить их внимание на совершенно другие направления.
Педагог в совместной деятельности с детьми
В работе с большим художественным текстом следует не забывать об элементах игровой деятельности, но и не заострять на ней внимание, чтобы сохранить элементы учебной и познавательной деятельности. Педагогу важно отойти от стандартных приёмов работы со сказкой (таких, как чтение, пересказ, вопросы-ответы, просмотр постановок по сказке) и проявить креативность.
Это не значит, что от данных методов нужно полностью избавляться. Их необходимо разбавить нетрадиционными подходами, которые вызовут интерес у детей.
Это поможет дошкольникам так же нетрадиционно воспринимать и содержание сказки, что скажется на оригинальности творчества и иной деятельности, разовьёт в них умение придумывать свои сказки.
Педагог должен заложить или развить уже имеющиеся в детях предпосылки к импровизации, креативности и творческой деятельности, к эстетическому вкусу, а также к логическому анализу и морально-нравственным понятиям. Этого следует добиваться через чётко поставленные цели и их умелую реализацию.
Важно создавать в группе дошкольников комфортную обстановку при литературном слушании; руководствуясь девизом М. Монтессори: «помочь ему сделать это самому». То есть не ответить за ребёнка на поставленные вопросы, а помочь самостоятельно найти на них ответы.
При общении с детьми, как и при чтении книги, необходимо улыбаться и говорить с мягкими интонациями, что располагает к доверию и расслаблению – дошкольники не испытывают дискомфорта в присутствии педагога. Также желательно смотреть при беседе ребёнку в глаза, в группе взглядом выделять по возможности каждого, давая понять, что каждый из них важен, как и их мнение, которое они высказывают.
09.04.2019, 930 просмотров.