10 новых технологий и инноваций в железнодорожной отрасли в 2025 году

Железнодорожную отрасль ждут изменения: новые технологии влияют на дизайн, эксплуатацию и обслуживание инфраструктуры.

Проблемы, такие как старение инфраструктуры, вопросы безопасности и рост затрат, решаются с помощью 3D-печати, искусственного интеллекта, цифровых двойников и робототехники.

Стратегическое использование больших данных и аналитики, усиленные меры кибербезопасности и экологически чистые решения позволяют оптимизировать ресурсы и снизить воздействие на окружающую среду. Облачные вычисления, связь и интернет вещей (IoT) улучшают коммуникацию и повышают эффективность работы.

В этих изменениях важную роль играют железнодорожные технологические стартапы.

1. Аддитивное производство

3D-печать позволяет сократить время выполнения заказа, минимизировать отходы и создавать сложные детали.

Эта технология использует несколько методов:

Эти методы снижают эксплуатационные расходы, улучшают техническое обслуживание и поддерживают переход отрасли к нулевым выбросам.

3 практических примера использования аддитивного производства в железнодорожной отрасли

Replique

Стартап Replique создал цифровую платформу для 3D-печати деталей поездов по запросу. Детали оцифровываются и хранятся в надёжном цифровом хранилище, что позволяет производить их через сеть сертифицированных 3D-принтеров. Это решение устраняет необходимость в физических запасах и минимальных объёмах заказа.

Replique предлагает гибкое решение для операторов железных дорог, которым нужны запасные и нестандартные детали, используя промышленные материалы и запатентованные процессы обеспечения качества.

2. Искусственный интеллект

ИИ использует данные датчиков для прогнозирования отказов оборудования и оптимизации расписания движения поездов. Он сокращает время простоя и оптимизирует графики технического обслуживания с помощью нейронных сетей и метаэвристики. Эти технологии применяются в системах мониторинга пути и обслуживания подвижного состава, чтобы повысить безопасность и снизить расходы.

3 практических примера использования искусственного интеллекта в железнодорожном транспорте

supplai

Голландский стартап supplai предлагает решение Rail OCR для железнодорожной промышленности. Оно основано на искусственном интеллекте и позволяет автоматизировать различные процессы.

supplai использует оптическое распознавание символов (OCR) для вагонов, автоматической идентификации оборудования (AEI) и автоматизированных пропускных систем (AGS). Это позволяет обрабатывать данные без традиционных камер линейного сканирования.

Стартап интегрируется с системами управления терминалами и может быть развёрнут в облаке или локально. Онлайн-платформа постоянно обучает алгоритмы, чтобы повысить операционную эффективность, автоматизировать сбор данных и сократить ошибки ручного ввода.

3. Цифровой двойник

Железнодорожники используют цифровые двойники, чтобы работать эффективнее, проводить обслуживание по состоянию и обеспечивать безопасность. Эта технология помогает избежать неожиданных поломок оборудования, более эффективно его использовать и соблюдать нормативы.

Цифровые двойники собирают информацию с датчиков интернета вещей в реальном времени, прогнозируют обслуживание с помощью искусственного интеллекта и обрабатывают данные через облачные вычисления. Это даёт железным дорогам мощные инструменты для улучшения планирования движения поездов, снижения затрат на обслуживание и повышения безопасности.

3 практических примера использования цифровых двойников на железной дороге

TheCrossProduct

Стартап TheCrossProduct разрабатывает ПО, которое автоматизирует сканирование больших территорий и создаёт точные 3D-копии объектов инфраструктуры: рельсов, дорожек, кабелей.

Программное обеспечение использует технологию 3D LiDAR и искусственный интеллект для оценки безопасных расстояний и выявления рисков столкновений. Оно обрабатывает облака точек в разных форматах и преобразует их в 3D-полилинии для интеграции с ГИС или BIM-приложениями.

Решение TheCrossProduct также исследует железнодорожную колею, чтобы обеспечить её совместимость с инфраструктурой. Это позволяет повысить эффективность обслуживания благодаря точным данным.

4. Большие данные и аналитика

Ключевые технологии больших данных включают платформы для анализа, например, высокопроизводительные вычислительные кластеры (HPCC). Они анализируют данные в реальном времени и обеспечивают безопасность в железнодорожной отрасли.

Интегрированные системы, такие как киберфизические системы, интернет вещей и облачные вычисления, связывают между собой железнодорожные активы. Интеллектуальные датчики собирают информацию о состоянии инфраструктуры, что позволяет прогнозировать обслуживание и эффективно управлять активами. Это помогает принимать взвешенные решения и оптимизировать жизненный цикл железнодорожных активов.

3 практических примера использования больших данных и аналитики в железнодорожной отрасли

Lenz Labs

Британский стартап Lenz Lab создаёт платформу сетевого картографирования для оптимизации обслуживания и логистики на железных дорогах.

С её помощью можно визуализировать, планировать и составлять отчёты о сезонной обработке путей, чтобы устранять проблемы со сцеплением из-за погодных условий. Это влияет на торможение и ускорение поездов.

Также платформа помогает проводить инспекции активов: проверять работоспособность сигналов и систем электроснабжения.

Lenz Lab упрощает анализ задержек. Менеджеры могут изучать исторические инциденты и задержки, создавать отчёты и понимать их финансовые последствия.

5. Кибербезопасность

Отрасль становится уязвимой для киберугроз при интеграции технологий IoT, искусственного интеллекта и облачных технологий в железнодорожные системы.

Решения в области кибербезопасности защищают критически важную инфраструктуру, обеспечивают целостность оперативных данных и соблюдение нормативных требований. Кибербезопасность способствует внедрению таких инноваций, как шифрование для безопасной передачи данных, искусственный интеллект и машинное обучение для обнаружения угроз, блокчейн для защиты записей транзакций от несанкционированного доступа.

3 практических примера использования кибербезопасности в железнодорожном транспорте

Shift5

Стартап Shift5 создаёт платформу для наблюдения за работой бортовых операционных технологий (OT). Она собирает и анализирует данные последовательной шины, обеспечивает доступ к информации в реальном времени и предоставляет оперативную аналитику.

Платформа полезна для аэрокосмической, железнодорожной и оборонной промышленности. Она предлагает такие функции, как предиктивное обслуживание, обнаружение киберугроз и мониторинг соответствия.

Shift5 также повышает уровень кибербезопасности, обеспечивая непрерывный мониторинг и защиту от кибератак на OT-системы. Платформа предоставляет командам операторов и специалистов по кибербезопасности обзор данных и интеллектуальные решения для защиты и оптимизации работы оборудования.

6. CleanTech

Железнодорожные компании применяют экологически чистые технологии из-за требований регулирующих органов и спроса на «зеленые» решения. Они используют водородные топливные элементы для поездов, системы рекуперативного торможения и лёгкие материалы, такие как углеродное волокно. Эти инновации позволяют снизить выбросы углерода, потребление энергии и эксплуатационные расходы.

3 практических примера использования чистых технологий в железнодорожном транспорте

Поезда на водородных топливных элементах вырабатывают электричество, соединяя водород и кислород. При этом выделяется только водяной пар. Эта технология заменяет дизельные двигатели и позволяет снизить выбросы парниковых газов, а также улучшить качество воздуха.

Рекуперативные тормозные системы преобразуют кинетическую энергию поезда в электрическую во время замедления. Это снижает общее энергопотребление и зависимость от внешних источников энергии.

Железнодорожная инфраструктура на солнечных батареях использует солнечный свет для работы станций, систем сигнализации, освещения и даже зарядки поездов.

SWS Power Solutions

Стартап SWS Power Solutions из Австрии создаёт SWS-PowerBox — устройство, которое работает на литий-ионных аккумуляторах и не производит выбросов. Оно обеспечивает автономное энергоснабжение холодильных установок в грузовых вагонах, поддерживает удалённый мониторинг и диагностику.

SWS-PowerBox имеет модульную конструкцию и быстро заряжается. Устройство надёжно и экологично и подходит для чувствительной к температуре логистики.

7. Облачные вычисления

AWS Cloud, Microsoft Azure и открытые облачные системы помогают железнодорожному сектору управлять данными и анализировать их. Эти решения повышают надёжность систем, улучшают работу и сокращают расходы, так как требуют меньше локальной инфраструктуры.

Облачные вычисления также улучшают взаимодействие: данные больше не изолированы, а информацией можно обмениваться в реальном времени. Широкополосная связь с облачными технологиями помогает проводить техобслуживание по состоянию и внедрять интеллектуальное видеонаблюдение. Это позволяет железнодорожным операторам работать эффективнее и безопаснее.

3 практических примера использования облачных вычислений на железных дорогах

Восстановление после катастроф. Облачные вычисления помогают создавать резервные копии важных данных с железных дорог. Это позволяет быстро восстановить информацию после системного сбоя или кибератаки и избежать потери данных, а также обеспечивает непрерывность работы.

Системы продажи и бронирования билетов. На облачных платформах находятся системы продажи билетов, которые можно масштабировать. Они используют архитектуру микросервисов и аналитику в реальном времени, что позволяет им работать эффективнее в пиковые часы, предоставлять персонализированный сервис и сокращать расходы на эксплуатацию.

Мониторинг поездов в режиме реального времени. Централизованное управление расписанием, отправкой поездов и распределением ресурсов с мониторингом в реальном времени через GPS и IoT. Аналитика на платформах Azure или Google Cloud помогает оптимизировать расписание, уменьшить задержки и повысить безопасность пассажиров за счёт оповещений в реальном времени.

Praedico

Голландский стартап Praedico создаёт программное обеспечение для облачных вычислений. Оно помогает оптимизировать работу сетей лёгкого и тяжёлого транспорта, централизуя и переводя в цифровой формат данные о железных дорогах.

Платформа использует большие данные и алгоритмы искусственного интеллекта для прогнозирования потенциальных дефектов, повышения доступности путей и снижения затрат на обслуживание. Она оценивает риски и производительность с помощью KPI и отслеживания отклонений.

Стартап предлагает функции, которые помогают принимать обоснованные решения:

Эти функции повышают безопасность, надёжность и эффективность железнодорожных сетей. Кроме того, Praedico обеспечивает моделирование и сценарное планирование на железной дороге, что позволяет железнодорожным операторам создавать симуляции и прогнозы для анализа различных сценариев.

8. Технологии связи

Технологии связи делают работу на железной дороге эффективнее.

Ключевая технология — 5G. Она обеспечивает высокоскоростную связь с низкой задержкой, что важно для работы и обслуживания пассажиров.

Интеграция 5G с ethernet и сетями TSN позволяет передавать данные без задержек. Это критически важно для систем безопасности.

LoRaWAN поддерживает дальнюю связь с низким энергопотреблением. Эта технология помогает отслеживать активы и мониторить инфраструктуру в удалённых районах.

Сети Wi-Fi и частные сети LTE обеспечивают доступ в интернет для пассажиров и улучшают оперативную связь в железнодорожных сетях.

3 практических примера использования технологий связи на железной дороге

Передовые системы сигнализации. Управление движением поездов с помощью CBTC и ERTMS основано на постоянной связи между поездами и диспетчерами. Это повышает безопасность, надёжность и пропускную способность железных дорог, позволяя сократить расстояние между поездами и эффективнее управлять движением.

Умные станции. Сети Wi-Fi и беспроводные ячеистые сети на станциях дают доступ в интернет, позволяют покупать билеты онлайн и обновлять информацию в реальном времени. Они делают поездки более комфортными за счёт персонализированных услуг, оптимизируют работу станций и помогают внедрять «умные» решения.

Связь между транспортными средствами и всем остальным (V2X). Технология V2X позволяет поездам обмениваться данными друг с другом и с инфраструктурой. Это помогает избежать столкновений, улучшить управление движением и эффективнее использовать железнодорожные сети, особенно в городах.

United ECM

United ECM — компания из США, которая строит и обслуживает высокоскоростные электрифицированные транзитные системы.

Компания объединяет опыт в нескольких областях:

Платформа компании централизует процесс принятия решений. Она предлагает железнодорожным операторам полное представление об инфраструктуре, включая проектирование коммуникаций и критически важных систем безопасности.

Объединяя знания в области эксплуатации с проектированием, United ECM оптимизирует надёжность, безопасность и эффективность транзитных систем. Это позволяет транзитным агентствам управлять сложными проектами и минимизировать перебои в работе.

9. Интернет вещей

IoT преобразует железнодорожную отрасль, объединяя физические объекты с цифровыми платформами. Этому способствуют интеллектуальные датчики, сотовая связь IoT и системы связи «машина-машина» (M2M).

IoT-датчики в поездах, на путях и станциях отслеживают состояние объектов и инфраструктуры в режиме реального времени. А достижения в области компьютерного зрения и интеллектуальных камер повышают безопасность, автоматически оповещая о происшествиях.

Железнодорожные операторы внедряют эти технологии для оптимизации графиков технического обслуживания, повышения эффективности работы и безопасности пассажиров.

3 практических примера использования Интернета вещей на железной дороге

Стартап для наблюдения: Cnection

Стартап Cnection из Великобритании предлагает решения для отслеживания активов на основе RFID для железнодорожного сектора.

TrakStar MQ — это считыватель RFID в погодоустойчивом корпусе со степенью защиты IP67, который позволяет управлять активами без присмотра.

TagSta Pro — это программатор и считыватель RFID-меток, соответствующий стандартам GS1 EPC/RFID. Он упрощает процесс программирования.

Также компания предлагает UHF RFID-метки для автоматической идентификации транспортных средств и интеллектуальный UHF RF-метр для обнаружения активности RFID-считывателей в диапазоне UHF 868 МГц.

10. Передовая робототехника

Роботы с автономными манипуляторами выполняют сварку и шлифовку железнодорожных путей. Они работают непрерывно, снижая риски для человека и время простоя.

Когнитивная аналитика и робототехника помогают принимать решения по техническому обслуживанию на основе данных в реальном времени. Лёгкие роботы для осмотра и технического обслуживания снижают затраты и обеспечивают безопасность железнодорожной инфраструктуры.

Эти технологии решают проблему нехватки рабочей силы и делают железнодорожные сети надёжными на долгое время.

3 практических примера использования передовой робототехники на железных дорогах

Автономные инспекционные и ремонтные роботы. Роботы исследуют железную дорогу с помощью LiDAR и камер, чтобы найти трещины и смещения. Данные передаются по 5G для анализа в реальном времени с использованием искусственного интеллекта. Это повышает безопасность, так как минимизирует участие человека в опасной работе, а также увеличивает точность и скорость осмотра.

Роботизированные системы сварки и ремонта. Роботизированные руки со сварочными инструментами, управляемые компьютером, точно сваривают и ремонтируют в железнодорожных депо. Программное обеспечение автоматизирует эти задачи, делая ремонт более согласованным и быстрым и снижая риск аварий.

Автономное управление поездами. Робототехника и искусственный интеллект позволяют поездам ездить самостоятельно, а датчики LiDAR и радар обеспечивают безопасность движения, контролируя скорость, торможение и обнаруживая препятствия.

NXTGEN Industries

Австралийский стартап NXTGEN Industries создаёт автономные системы проверки железнодорожной инфраструктуры:

Обе системы получают данные в режиме реального времени, что ускоряет осмотр объектов.

27.09.2024, 940 просмотров.



Поиск на сайте

Исследования

Топ-8 тенденций и инноваций циркулярной экономики в 2025 году
8 тенденций и инноваций страховой отрасли на 2025 год
10 тенденций и инноваций в индустрии материалов в 2025 году
10 тенденций и инноваций в упаковочной индустрии в 2025 году
10 тенденций и инноваций «умного города» в 2025 году
ТОП-10 тенденций, технологий и инноваций в сельском хозяйстве в 2025 году
Топ-10 тенденций и инноваций в горнодобывающей промышленности в 2025 году
8 трендов и инноваций в области медиа в 2025 году
Теория распространения инноваций: определение и примеры
Топ-10 современных тенденций и инноваций промышленной революции 4.0