Что такое инновации: происхождение термина, классификация и примеры
Происхождение термина «инновация»
Понятие „инновация“ зародилось еще в девятнадцатом веке, в разгар второй научно-технической революции.
После изобретения парового двигателя многие предприимчивые люди осознали, что наука может приносить существенный доход, и стали вкладывать в нее серьезные деньги. Труд ученых оплачивался хорошо, им были предоставлены все условия для продуктивной работы, и результат не заставил себя ждать: всего за несколько десятилетий были изобретены пароход и железная дорога, электрогенератор и бензиновый двигатель, фонограф и фотография… В это же время на свет появились сотни других, менее значимых изобретений, многие из которых получили путевку в жизнь.
Крупные промышленники, банкиры и просто состоятельные люди содержали целые лаборатории, где лучшие умы трудились для достижения какого-то конкретного результата, некоторые же просто спонсировали ученых без сиюминутной цели, в надежде, что тем со временем удастся изобрести
В начале двадцатого века известный экономист Йозеф Шумпеттер разработал „теорию инноваций“, согласно которой инновация есть не только какое-то улучшение или изобретение, а инструмент для получения прибыли.
С тех пор это понятие не сильно эволюционировало, и в конечном итоге ему можно дать следующее определение: инновация – это новшество, обладающее либо самостоятельной ценностью, либо существенно повышающее эффективность какого-либо процесса или производимой продукции.
К примеру, все помнят советские металлические чайники со свистульками. Как только вода закипала, чайник начинал „свистеть“, тем самым оповещая о том, что плиту под ним можно выключать. Использование такой свистульки можно с уверенностью назвать инновацией, ведь новинка сразу стала пользоваться коммерческим успехом, так как имела высокую практическую ценность. Вместе с этим, вряд ли кому известно, что недолгое время производились и чайники с термометром, которые показывали текущую температуру воды и тем самым помогали вычислить время, оставшееся до закипания. Однако это новшество так и не стало инновацией ввиду своей невостребованности (за таким чайников все равно надо было наблюдать, а свист слышался на расстоянии), и вскоре было снято с производства.
Классификация инноваций и схожие понятия
В научной и экономической литературе можно встретить множество подходов к классификации инноваций, однако практически все они схожи в одном: инновации можно разделить на технологические и прочие. Видов инноваций, относящихся к прочим, может быть великое множество, ведь все зависит от области их использования: социальной, коммерческой, управленческой, маркетинговой и других.
Говоря о понятии „инновация“, важно не путать его с другими, сходными с ним по смыслу. Например, у многих инновация ассоциируется с терминами „изобретение“ и „улучшение“. Однако здесь есть одно важное отличие: „инновация“ является более емким определением. Так, какое-либо изобретение или произведенное улучшение (например, доработка оборудования) будет считаться инновацией только при условии, что оно будет включено в производственный процесс, и принесет видимый экономический эффект. Таким образом, классификация инноваций одновременно и ограничивает, и расширяет употребление понятия.
Примеры инноваций в России
В реалиях современной российской экономики вкладывать деньги в инновации, мягко говоря, рискованно: в связи с отсутствием налоговых льгот и сложностями со входом на рынок новых товаров (многие рынки являются монополизированными, и правила игры на них устанавливаются несколькими крупнейшими поставщиками), инновация может просто не окупить себя. Так, по результатам последних исследований, меньше пятнадцати процентов отечественных компаний выделяют деньги на разработку новых продуктов или кардинальное улучшение производственного процесса. Большинство же предприятий работают на „старом багаже“, или же постепенно дорабатывают выпускаемые ими продукты, не внося при этом каких-либо существенных изменений.
Тем не менее, можно найти достаточно примеров инновационных разработок, успешно пробившихся на самые разные российские рынки.
Взять, к примеру, сферу интернет-маркетинга. Настоящий фурор здесь не так давно произвели „Яндекс.Пробки“. Сыграв на извечной русской проблеме загруженности дорог, приложение за короткое время стало необыкновенно популярным. Надо ли говорить, что затраты на разработку „Яндекс.Пробок“ отбились в считанные дни?
Группа компаний „Дистанционные системы контроля“, отреагировав на обширные лесные пожары в центральном регионе, участившиеся в последние годы, разработала систему мониторинга „Лесной дозор“, которая позволяет обнаружить пожар на стадии зарождения. За короткое время этот инновационный продукт завоевал популярность не только в России, но и в Европе.
Приведенные примеры относятся к деятельности крупных компаний, однако порой и мелкий бизнес может
30.05.2012, 18775 просмотров.