Что такое инновационная культура
Инновации могут развиваться только в условиях инновационной культуры, способствующей творчеству. В этой статье вы сможете прочитать, что именно представляет собой инновационная культура и какие факторы необходимы для успешной инновационной деятельности.
Инновационная культура — значение
Культура компании определяет отношения и действия сотрудников внутри компании и формирует ее внешний облик. Она не видна открыто, но проявляется косвенно через ценности, нормы, установки и парадигмы, которые сотрудники разделяют коллективно.
Инновационная культура, с другой стороны, описывает особую форму корпоративной культуры, которая в первую очередь призвана способствовать развитию инноваций внутри компании. Поскольку инновационные процессы, как правило, являются межотдельскими, инновационная культура функционирует как своего рода сквозная культура, стандарты и ценности которой формируются и поддерживаются всеми участниками процесса. Позитивная инновационная культура создает стимулы для сотрудников и ведет к росту инновационной мощи компании.
Три измерения инновационной культуры
Инновационная активность в компании в значительной степени определяется культурой, способствующей инновациям, которая включает в себя «способность» (инновационные способности), „волю“ (готовность к инновациям) и „возможность“ (инновационный потенциал).
Эти три измерения не являются самостоятельными, но влияют друг на друга. Например, готовность к инновациям очень сильно зависит от двух других измерений — инновационных способностей и возможностей. Изменение в одном из измерений автоматически влечет за собой изменения в других областях. Поэтому идеи могут эффективно развиваться в инновации только после создания рамочных условий для способностей, воли и возможностей.
1. Способности — инновационные способности
Для того чтобы генерировать идеи и превращать их в устойчивые инновации, необходимо поддерживать и поощрять сотрудников в развитии и раскрытии их творческого потенциала. Это требует, с одной стороны, управления, способствующего инновациям, а с другой — повышения инновационных способностей сотрудников за счет развития специальных знаний:
- Сделать инновационную культуру одним из главных приоритетов и наладить процессы «сверху вниз» во всей компании.
- Обучение сотрудников современным методам и инструментам мозгового штурма, оценки и реализации идей (инновационный краш-курс, методы креативности, инновационный менеджмент).
- Семинары по трендам и будущему.
- Развитие технических, технологических и экономических знаний сотрудников.
- Межведомственные и межотдельские инновационные семинары с модерацией внешним консультантом по инновациям.
- Внутренний трансфер знаний путем передачи вновь приобретенных или уже имеющихся знаний на внутренних учебных курсах.
- Использование внешних ноу-хау и открытого инновационного подхода (сотрудничество с университетами, исследовательскими институтами, другими компаниями, внешними консультантами по инновациям; изучение Интернета и специальной литературы; экспертные интервью, патентные исследования).
- Использование новых методов и технологий.
Креативность — это не привилегия отдельных людей, а способность, которой обладают все люди. Предрассудки на этот счет и недостаток знаний об инновационных методах очень часто сдерживают инновационные способности сотрудников. Давление времени и стресс, которые не позволяют мыслить шире повседневных дел, также тормозят «способности».
2. Воля — готовность к инновациям
Инновационная деятельность не может быть заказной. Для того чтобы в компании сформировалась устойчивая культура инноваций, она должна быть внутренне мотивирована. Это означает, что в компании нужны преданные и изобретательные сотрудники, которые также готовы покинуть привычные пути мышления и действия, чтобы разработать инновацию из идеи.
Мотивированные менеджеры и развитие инновационной культуры повышают готовность к инновациям:
- Повышение осведомленности о важности инноваций в компании (тренинги по коммуникации и повышению осведомленности, ежегодный День инноваций).
- открытость к идеям сотрудников (например, сбор идей сотрудников в «ящик идей» и совместная оценка идей).
- Поощрение изменений и принятия риска путем создания инновационного климата, в котором сотрудники могут совершать ошибки и учиться на них.
- Создание мотивации через стимулирование и оценку инновационного вклада (премии, перспективы карьерного роста, натуральные подарки, конкурсы питчингов, конкурсы инноваций, похвала и признание).
- Пересмотр и изменение ролевого понимания начальства в рамках творческого процесса (начальник становится модератором и тренером).
На «волю» также положительно влияет повышение способности к инновациям, поскольку сотрудники более уверены в себе, готовы рисковать и более мотивированы на инновации. Однако помимо „способности“ мотивированным сотрудникам необходимо и „разрешение“.
3. Возможность для инноваций
Разрешение — это необходимая предпосылка для перехода от «способности» и „воли“ к действию. Поэтому в компании должны быть созданы рамочные условия, предоставляющие сотрудникам возможность мыслить и действовать инновационно и творчески.
- Создание временных ресурсов путем предоставления сотрудникам части рабочего времени для реализации перспективных идей.
- Создание финансовых ресурсов путем выделения бюджета на инновации.
- Определение четких целей, обязанностей, компетенций и процессов, связанных с разработкой и реализацией идей.
- Обеспечение быстрой и эффективной коммуникации на всех иерархических уровнях и создание свободного пространства для неформального общения (например, комнаты отдыха).
- Быстрые и эффективные структуры принятия решений.
- Формирование межотдельских творческих команд для совместной разработки идей.
- Вовлечение сотрудников в инновационный процесс с самого начала (межотдельские и межуровневые проектные группы, каскадные семинары).
- Поощрение личной инициативы и предприимчивости путем выражения уверенности в готовности к работе, приверженности и эффективности сотрудников.
Если «возможность» сочетается с многочисленными петлями хеджирования в иерархии, то это очень быстро замедляет творческое мышление и сотрудники теряют мотивацию. То же самое происходит, если право распоряжаться предоставлением ресурсов используется менеджерами как инструмент власти и необходимые ресурсы не выделяются. Именно этот аспект „потребности“ показывает, насколько серьезно компания относится к инновациям внутри компании.
Вывод: что такое инновационная культура
Инновации — это вопрос инновационной культуры и лидерства. Только руководящий состав может сформировать общие условия в компании таким образом, чтобы создать климат, способствующий инновациям.
Способность — это приведение знаний и навыков сотрудников в соответствие с требованиями времени, воля — создание мотивирующих структур, а возможность — создание соответствующей свободы мысли, решений и действий на пути от идеи к инновации.
01.01.2024, 850 просмотров.