Быстрее ветра

Может ли судно под парусом идти быстрее ветра? Вначале этот вопрос выглядит как задача на смекалку.

Подобной той, когда одна котлета жарится пять минут, и пять котлет будут тоже жариться столько же времени. Однако в случае с парусником точные науки находят несколько более сложное объяснение его скорости, превышающей скорость ветра. Официально зарегистрированный рекорд скорости парусного судна почти в два раза превышает скорость ветра во время его хода и составляет 53,52 узла. Неофициальный рекорд намного больше – 116 узлов, при скорости ветра в четыре раза меньше скорости судна.

Все дело в том, что все эти рекорды были поставлены не при попутном ветре, а при боковом. Если бы речь шла о воздушном шаре, то его скорость никак бы не могла превысить скорость ветра, поскольку он движется исключительно в попутном направлении. Авиабилеты (цены на которые зависят от стоимости топлива) на воздушный шар обошлись бы совсем недорого, если бы ветер дул в нужном направлении.

Парусное судно, благодаря свойствам водной поверхности, может менять направление своего движения. Конечно, если ветер дует в корму, то скорость судна всегда будет ниже скорости ветра, поскольку сравняться ей не даст сопротивление воды. Для ускорения лодки понадобится т.н. «дополнительный ветер», который возникает, при положении судна под углом к основному ветру.

При северном ветре скоростью 30 км/ час морское путешествие от Сейшельских островов до Бали теоретически заняло бы всего около пяти суток. Естественно круглосуточно невозможно поддерживать скорость 60 км/ч, и команде нужен был бы отдых. Бали находится на расстоянии 6800 км по большому кругу, и преодолеть его, с учетом отдыха реально было бы суток за восемь. Невероятно, но это так, тем более что в индийском океане могут дуть и более быстрые ветра.

Дополнительный ветер, а стало быть, дополнительная энергия не может возникать ниоткуда. При разложении вектора лодки на составляющие мы увидим, что вектор движения воздушный масс усиливается вектором дополнительного ветра, при этом суммарный осевой вектор остается неизменным. Вектор бокового компонента стремится перевернуть судно и двигает его вбок. Исходя из этого видно, что лодка перевернулась бы в какой-то момент, если бы ускорялась до бесконечности. Максимальная же скорость парусного судна обусловлена его длиной, устойчивостью и мореходными характеристиками. Так, например, для катамаранов как для самых быстрых парусных судов, отношение скорости в узлах к квадратному корню длины корпуса в метрах примерно равняется 2,5.

30.10.2009


Подписаться в Telegram



Транспорт

Рынок воздушных такси почти готов к взлету
Рынок воздушных такси почти готов к взлету

Такие компании как Boeing, Hyundai, Airbu...

Стэнли: робот, который выиграл грандиозный турнир DAPRA
Стэнли: робот, который выиграл грандиозный турнир DAPRA

Программа Grand Challenge была запущена Агентс...

В России собрали беспилотный самосвал с космическим экстерьером
В России собрали беспилотный самосвал с космическим экстерьером

Конструкторы Научно-технического центра ПАО&nb...

Предсерийный прототип беспилотного SMART шаттла представят летом 2022 года
Предсерийный прототип беспилотного SMART шаттла представят летом 2022 года

Инженеры Московского политехнического универси...

Как будет выглядеть транспорт будущего?
Как будет выглядеть транспорт будущего?

150 лет назад был построен первый дв...

Дроны не всегда экологичнее большегрузов
Дроны не всегда экологичнее большегрузов

Доставка посылок дронами лишь в определен...

Дышать в трубочку - вчерашний день
Дышать в трубочку - вчерашний день

Ученые из Калифорнийского университета в&...

Если скорость не отличается, зачем платить больше?
Если скорость не отличается, зачем платить больше?

Легковесный велосипед стоимостью 1000 фунтов н...

Железные дороги станут пластиковыми
Железные дороги станут пластиковыми

Неумолимо устаревающих деревянных сородичей за...

Выяснилось, как получить за автомобиль до 95% стоимости
Выяснилось, как получить за автомобиль до 95% стоимости

У любого человека в жизни возникает ситуа...

Механизмы для грузоподъемной техники обладают особой спецификой
Механизмы для грузоподъемной техники обладают особой спецификой

Производство грузовых барабанов для грузо...

Сколково будет разрабатывать беспилотники для КАМАЗа
Сколково будет разрабатывать беспилотники для КАМАЗа

Фонд Сколково и ОАО КАМАЗ заключили ...

Приборы «Швабе» на российском туре «Авиадартс – 2015»
Приборы «Швабе» на российском туре «Авиадартс – 2015»

Холдинг Швабе», входящий в Госкорпо...

В гамбургском порту прокладывают первую в Европе «умную» дорогу
В гамбургском порту прокладывают первую в Европе «умную» дорогу

Продолжая воплощать в жизнь идею умного п...

Самолеты станут дешевле и экологичней благодаря 3D-печати
Самолеты станут дешевле и экологичней благодаря 3D-печати

Ученые из Северо-западного университета у...

Поиск на сайте

Знатоки клуба инноваций


ТОП - Новости мира, инновации

Journal of the AChemSociety: Синтетика вызывает хаос в первичном бульоне
Journal of the AChemSociety: Синтетика вызывает хаос в первичном бульоне
Ученые объяснили связь между депрессией и сердечно-сосудистыми заболеваниями
Ученые объяснили связь между депрессией и сердечно-сосудистыми заболеваниями
Journal of Investigative Dermatology: Ученые готовятся покончить с запахом пота
Journal of Investigative Dermatology: Ученые готовятся покончить с запахом пота
EGU: 41 000 лет назад атмосферу Земли пронзили космические лучи
EGU: 41 000 лет назад атмосферу Земли пронзили космические лучи
ACS Applied Nano Materials: Наноструктуры Au-BiFeO3 сделают планету чище
ACS Applied Nano Materials: Наноструктуры Au-BiFeO3 сделают планету чище
Созданы чернила для 3D-печати гибких устройств без механических соединений
Созданы чернила для 3D-печати гибких устройств без механических соединений
Evolution: Островные летучие мыши одного вида эволюционируют по-разному
Evolution: Островные летучие мыши одного вида эволюционируют по-разному
Исследователи изучают влияние сольватации и валентности ионов на металлополимеры
Исследователи изучают влияние сольватации и валентности ионов на металлополимеры
New Phytologist: Сети прожилок на листьях появились 201 млн лет назад
New Phytologist: Сети прожилок на листьях появились 201 млн лет назад
«Литнет» выяснил, что привлекает читателей в книгах о космосе
«Литнет» выяснил, что привлекает читателей в книгах о космосе
Инженеры воссоздали голопалубу Star Trek с помощью ChatGPT и видеоигр
Инженеры воссоздали голопалубу Star Trek с помощью ChatGPT и видеоигр
New England Journal of Medicine: Упреждающая ангиопластика не улучшает прогноз
New England Journal of Medicine: Упреждающая ангиопластика не улучшает прогноз
JSPR: Между кортизолом и социальной поддержкой в семейных парах нашли связь
JSPR: Между кортизолом и социальной поддержкой в семейных парах нашли связь
GBE: ДНК древних пингвинов Адели выявило повторы возрастом сотни миллионов лет
GBE: ДНК древних пингвинов Адели выявило повторы возрастом сотни миллионов лет
ACS Nano: Зубы нутрий и бобров помогут ученым вывести формулу совершенной эмали
ACS Nano: Зубы нутрий и бобров помогут ученым вывести формулу совершенной эмали

Новости компаний, релизы

НАИРИТ объявит итоги Всероссийского инновационного конкурса 21 февраля
НАИРИТ объявит итоги Всероссийского инновационного конкурса 21 февраля
«Инструменты инновационного развития»
«Инструменты инновационного развития»
3 причины перехода с печатной рекламы на цифровую
3 причины перехода с печатной рекламы на цифровую
Виды резервирования серверов для задач АСУ ТП
Виды резервирования серверов для задач АСУ ТП
Выбор клиники и лечащего врача с помощью специализированного сервиса
Выбор клиники и лечащего врача с помощью специализированного сервиса