В экоиндексе городов Казани не нашлось места в первой тройке
Казань оказалась в рейтинге на четвертом месте. А самые экофрендли города в России — Санкт-Петербург, Москва и Пермь.
Аналитики геосервиса 2ГИС вместе с экспертами Научного центра Smart Urban Nature РУДН изучили крупные города по шести критериям: доступность парков, водоёмов, общественного транспорта и велоинфраструктуры, разнообразие экопрактик и мнение горожан об экологической обстановке в городе.
С помощью данных 2ГИС об экологической инфраструктуре городов и мнений их жителей мы хотим понять, насколько легко и комфортно вести экологичный образ жизни в миллионниках.
Руководитель группы исследований 2ГИС Наталья Клейменова рассказала, что цель проекта — привлечь внимание к теме экологии больших городов.
Экоиндекс рассчитывается на основе объективных показателей (данные 2ГИС) и субъективных показателей (мнения горожан). Наиболее важным аспектам экологической инфраструктуры эксперты придают больший вес при расчёте итогового балла. При этом в каждой категории объективным данным присвоен больший вес — 60% против 40% субъективных.
Тройка лидеров
Санкт-Петербург — лидер среди городов-миллионников по экоиндексу. В городе много рек и каналов, поэтому он стал первым по доступности водоёмов. Также Санкт-Петербург вошёл в топ во многих других категориях, что говорит о высоком уровне развития экокультуры.
По олимпийской системе подсчёта индекса лидирует Москва. Она первая по доступности парков, развитию общественного транспорта и велоинфраструктуры, самочувствию жителей. Хотя общая сумма баллов у Москвы чуть меньше, чем у Санкт-Петербурга, в столице отличные условия для экологичного образа жизни.
Пермь заняла третье место в итоговом рейтинге по развитию экопрактик. Жители отмечают удобство сортировки мусора и другие экологические мероприятия. В городе много парков, и жители довольны экологической обстановкой.
Анастасия Константинова, кандидат социологических наук и научный сотрудник Научного центра Smart Urban Nature РУДН, отметила, что Пермь стала большим открытием в положительном ключе.
Этот феномен требует дополнительного изучения.
По объективным критериям оценки большинства параметров жизни в Перми находятся на уровне выше среднего. При этом сами жители высоко оценивают свой город. Они чувствуют, что жизнь в нём положительно влияет на их самочувствие, комфорт и удобство.
Кроме того, пермяки заботятся о городе и окружающей среде — у Перми самые высокие результаты в области экопрактик.
Лидеры по направлениям
В большей части изученных тем на высоких позициях закономерно находятся лидеры Экоиндекса — Санкт-Петербург и Москва. Но в каждом направлении есть свои инсайты.
Доступность парков
Эксперты и аналитики изучили парки в крупных городах: рассчитали их площадь на 100 тыс. жителей, определили процент горожан, которые могут дойти до парков пешком за 15 минут, выяснили, какая часть этих территорий имеет инфраструктуру. Также была проанализирована популярность парков в поиске на картах и изучены мнения местных жителей об их доступности и состоянии.
Благодаря доступности парков, первое место в исследовании с большим отрывом заняла Москва. 64% горожан живут не более чем в 15 минутах ходьбы от парков и скверов. При этом 71% парков оборудованы детскими и спортивными площадками, скамейками и другими точками притяжения.
Второе место занимает Санкт-Петербург. Рядом с парками живёт 58% населения города, но парков с досуговой инфраструктурой заметно меньше, чем в Москве.
Екатеринбург уступил Петербургу совсем немного баллов. Уральская столица обошла все миллионники по абсолютной площади парков и скверов (свыше 600 кв. км — это более половины площади города), кроме Москвы.
По обеспеченности населения парками первое место среди миллионников заняла Пермь.
По доступности парков город оказался на четвёртом месте, уступая лидерам по некоторым показателям: процент горожан, живущих в пешей доступности от парков (48%), доля парков с инфраструктурой (42,6%).
Жители Перми оценили доступность парков города на 14 из 16 баллов. Выше только Москва и Санкт-Петербург.
Транспорт
Лидером ожидаемо стала Москва — здесь общественным транспортом пользуются активнее, чем в других городах-миллионниках. Почти в половине случаев (44%) самым оптимальным оказывается электротранспорт.
В тройку лидеров также вошли Санкт-Петербург и Казань. В Петербурге доля маршрутов на общественном транспорте, пешком или на велосипеде даже чуть больше, чем в Москве (на 2%).
Казань вошла в тройку во многом благодаря развитию экотранспорта. Город хорошо оснащён электрозаправками: более 70 станций на 100 тыс. жителей. Несмотря на пробки в часы пик, жители Казани позитивно оценивают развитие транспорта в городе.
Экопрактики
В этом разделе изучили, как города оснащены пунктами раздельного сбора мусора и компаниями по вывозу крупногабаритных отходов (на 100 тыс. жителей). Учитывались как объективные данные, так и мнение горожан об удобстве сортировки мусора, покупки подержанных вещей и т. д.
Лидером в экопрактиках стала Пермь. Город показал стабильно высокий результат как по объективным данным (2-е место среди всех миллионников), так и по субъективным (3-е место).
Второе место занял Новосибирск. В городе много пунктов приёма вторсырья и компаний, занимающихся вывозом крупногабаритного мусора, на 100 тыс. жителей (247 и 15 соответственно). По абсолютному числу таких компаний город уступает только Москве.
Третье место — за Уфой. В городе большое количество пунктов приёма вторсырья (больше 1800 точек) и высокая оценка жителями качества вывоза мусора из придомовых контейнеров.
Доступность воды
Эксперты оценивали доступность водоёмов по двум критериям: протяжённости набережных с прогулочными дорожками или тропинками в 15 метрах от воды на 100 тысяч жителей и удовлетворённости горожан доступностью водных объектов.
Лидером стал Санкт-Петербург. Общая протяжённость набережных здесь — 73 км, а доступность водоёмов жители оценили в среднем на 6,6 балла из 10 — это максимальный балл среди миллионников.
В число лидеров по благоустроенным набережным вошли Красноярск — крупнейший город на Енисее, и Нижний Новгород, расположенный в месте впадения Оки в Волгу.
В Красноярске на 100 тыс. жителей приходится 1100 метров набережных (больше только в Петербурге — 1308 м), в Нижнем — 814 м. Удовлетворенность близостью водоёмов жители оценили одинаково высоко — на 6,1 балл из 10.
Велоинфраструктура
Москва, Екатеринбург и Омск с Санкт-Петербургом — лидеры по развитию велоинфраструктуры.
Столица значительно опережает другие города-миллионники по абсолютным показателям: более 400 км велодорожек, более 15 тыс. парковок и более 900 пунктов проката.
С учётом численности населения Москва также занимает высокие позиции: на 100 тыс. жителей приходится 3,1 км велодорожек (5 место), 115 велопарковок (3 место) и 7 пунктов проката (тоже 3 место). Жители столицы выше оценивают развитие велоинфраструктуры в своём городе по сравнению с другими.
Екатеринбург занял второе место в рейтинге развития велоинфраструктуры по оценкам местных жителей. По протяжённости велодорожек на 100 тысяч жителей у Екатеринбурга лучший результат — 5,13 км. По общей длине велодорожек (80 км) уральская столица уступает только Москве и Санкт-Петербургу.
Омск разделил третье место с Санкт-Петербургом в итоговом рейтинге по развитию велоинфраструктуры. У Омска одна из лучших среди городов-миллионников длина велодорожек — 3,27 км на 100 тыс. жителей. Также высокие оценки велоинфраструктуре от местных жителей. В Санкт-Петербурге много велопарковок (в среднем 1000 мест на 100 тыс. человек), пунктов проката (5 на 100 тыс.) и высокие оценки от горожан.
Самочувствие горожан
Эксперты исследовали, как жители оценивают влияние экологической обстановки на их здоровье. Оценки физического и психологического здоровья по собственным ощущениям были единственными субъективными данными в исследовании.
Москва оказалась однозначным лидером: горожане оценили оба критерия в среднем на 6,7 и 6,8 балла. Это самые высокие показатели среди городов-миллионников. Далее следуют Санкт-Петербург, Пермь, Казань. Пятое место разделили Воронеж и Краснодар. 26.07.2024 |