Новый катализатор может обеспечить жидкое водородное топливо будущего

Исследователи из Лундского университета, Швеция, изучают автомобильное топливо, состоящее из жидкости, которая преобразуется в водород с помощью твердого катализатора. Отработанная жидкость сливается из бака и заправляется водородом, после чего может быть использована снова в круговой системе, не содержащей выбросов парниковых газов. 

В двух научных статьях исследователи из Лунда продемонстрировали, что метод работает, и, хотя это пока еще фундаментальные исследования, в будущем он может стать эффективной системой хранения энергии.

Наш катализатор — один из самых эффективных, по крайней мере, если смотреть на общедоступные исследования, — говорит Ола Вендт, профессор химического факультета Лундского университета и один из авторов статьи.

Поиск альтернативных способов производства, хранения и преобразования энергии с целью сокращения выбросов углекислого газа от ископаемого топлива необходим для уменьшения воздействия на климат. Один из таких путей связан с широко обсуждаемым газообразным водородом, который многие рассматривают как будущее решение для хранения энергии. Природа хранит энергию в химических связях, а водород обладает самой высокой плотностью энергии по отношению к своей массе.

Однако с газом трудно обращаться, поэтому мы рассматриваем возможность использования жидкого топлива, заряженного водородом, которое можно было бы подавать через насос, в целом аналогично тому, что происходит сегодня на автозаправочных станциях, — говорит Ола Вендт.

Эта концепция известна как LOHC (жидкие органические носители водорода) и как таковая не является новой. Задача состоит в том, чтобы найти как можно более эффективный катализатор, способный выделять водород из жидкости.

Для работы системы предполагается использовать жидкость, «заряженную» водородом. Жидкость прокачивается через твердый катализатор, который выделяет водород. Он может быть использован в топливном элементе, преобразующем химическое топливо в электроэнергию, а „отработанная“ жидкость переливается в другой резервуар. Единственным выбросом является вода.

Отработанную жидкость можно слить на заправочной станции, а затем заправиться новой, заряженной жидкостью. Для этого, вероятно, потребуется крупномасштабное производство вещества, сравнимое с современными нефтеперерабатывающими заводами.

Мы преобразовали более 99% газообразного водорода, содержавшегося в жидкости, — говорит Ола Вендт.

Исследователи также подсчитали, можно ли использовать это топливо для более крупных транспортных средств, таких как автобусы, грузовики и самолеты.

С большими баками, которыми они оснащены, можно преодолеть почти такое же расстояние, как и на дизельном топливе. Кроме того, вы получите примерно на 50% больше энергии по сравнению со сжатым водородом, — говорит Ола Вендт.

В качестве жидкостей используются изопропанол (который часто используется в стеклоомывателях) и 4-метилпиперидин.

Звучит ли это слишком хорошо, чтобы быть правдой? Да, по крайней мере, пока, поскольку остается ряд проблем. Одна из них заключается в том, что срок службы катализатора весьма ограничен. Другая заключается в том, что иридий, на котором основан катализатор, является драгоценным металлом.

Но, по нашим расчетам, на один автомобиль требуется около двух граммов иридия. Это можно сравнить с современными катализаторами очистки выхлопных газов, которые содержат около трех граммов платины, палладия и родия, также являющихся драгоценными металлами, — говорит Ола Вендт.

Это техническое решение, основанное на фундаментальных исследованиях. Если будет принято решение о создании готового продукта, то, по мнению Олы Вендта, концепция может быть готова уже через десять лет — при условии экономической целесообразности и заинтересованности общества.

Другой проблемой является способ производства водорода — сегодня большинство производств не являются климатически безопасными. Затем водород необходимо эффективно хранить и транспортировать, что сегодня не так просто. Кроме того, существует риск заправки сжатым водородом. Исследователи из Лунда надеются решить эту проблему с помощью своего метода.

Девяносто восемь процентов всего водорода сегодня производится из ископаемого топлива — природного газа. Двусторонним продуктом является углекислый газ. С экологической точки зрения идея производства водорода для стали, аккумуляторов и топлива бессмысленна, если для этого используется природный газ, — говорит Ола Вендт, но поясняет, что в настоящее время ведется активная работа по изучению возможности получения «зеленого водорода» путем расщепления воды на водород и кислород с помощью возобновляемых источников энергии.

В то же время Ола Вендт считает, что для того, чтобы возобновляемые и безвредные для климата альтернативы получили должное распространение, необходимы политические решения.

Она должна быть дешевле, а для этого нужны политические решения. Возобновляемые источники энергии не имеют шансов конкурировать с тем, что можно просто выкопать из земли, где транспорт является практически единственной статьей расходов, как в случае с ископаемым топливом, — заключает Вендт.

12.10.2023

Подписаться: Telegram | Дзен | Вконтакте


Энергия

Ученые создали генератор энергии для пчел весом 46 мг
Ученые создали генератор энергии для пчел весом 46 мг

Ученые из Пекинского технологического инс...

Как солнечные панели и сельское хозяйство могут работать вместе
Как солнечные панели и сельское хозяйство могут работать вместе

Солнечные панели и сельское хозяйство час...

Энергия звезд может заменить уголь и газ
Энергия звезд может заменить уголь и газ

Карл Тишлер из европейского консорциума п...

Не проливайте даром: ученые нашли применение дождевой воде
Не проливайте даром: ученые нашли применение дождевой воде

Когда два материала соприкасаются, заряже...

Кувырок перед прыжком: почему вода сопротивляется расщеплению
Кувырок перед прыжком: почему вода сопротивляется расщеплению

Ученые нашли причину, почему расщепление воды ...

Метанол на стероидах: ученые нашли способ разогнать реакцию
Метанол на стероидах: ученые нашли способ разогнать реакцию

Замена традиционного ископаемого топлива на&nb...

Термоядерный пылесос: как и зачем ученые следят за отходами плазмы
Термоядерный пылесос: как и зачем ученые следят за отходами плазмы

В МИФИ создали систему, которая будет собирать...

Красный свет науки: как химики создали идеальный люминофор
Красный свет науки: как химики создали идеальный люминофор

Химики из Санкт-Петербургского университе...

Канада ставит на свой уран: как CANDU изменит энергетическую карту мира
Канада ставит на свой уран: как CANDU изменит энергетическую карту мира

Канада продолжает укреплять свои позиции в&nbs...

Грязь в дело: ученые нашли способ использовать нефтешлам
Грязь в дело: ученые нашли способ использовать нефтешлам

Ученые из Томского политехнического униве...

Маленькие, но мощные: как SMR решают большие проблемы энергетики
Маленькие, но мощные: как SMR решают большие проблемы энергетики

Сотрудничество ANItA с Уппсальским универ...

Толстые электроды стали тоньше: прорыв в производстве батарей
Толстые электроды стали тоньше: прорыв в производстве батарей

Корейский институт машиностроения и матер...

Энергетический щит: защищать сеть смогут бытовые устройства
Энергетический щит: защищать сеть смогут бытовые устройства

Инженеры из Массачусетского технологическ...

Энергия из-под земли: новая разработка Томского политеха
Энергия из-под земли: новая разработка Томского политеха

Инженеры из Томского политехнического уни...

Атомный ренессанс: Швеция возвращается к ядерной энергии
Атомный ренессанс: Швеция возвращается к ядерной энергии

Швеция вновь обратила внимание на атомную...

Аммиак без жертв: как японские ученые упростили производство
Аммиак без жертв: как японские ученые упростили производство

Мир стремится к устойчивому развитию, и&n...

Новые технологии, новые партнеры: что задумали в ННГУ
Новые технологии, новые партнеры: что задумали в ННГУ

Нижегородский государственный университет имен...

От лаборатории к реальности: как кристаллы времени заряжают мир
От лаборатории к реальности: как кристаллы времени заряжают мир

Мир хранения энергии меняется благодаря кванто...

Поиск на сайте

ТОП - Новости мира, инновации

Тепло в ток: как углеродные нанотрубки научились работать в 2-3 раза лучше
Тепло в ток: как углеродные нанотрубки научились работать в 2-3 раза лучше
Ученые создали генератор энергии для пчел весом 46 мг
Ученые создали генератор энергии для пчел весом 46 мг
ИИ нашел лекарства от долгого ковида. Теперь их испытают
ИИ нашел лекарства от долгого ковида. Теперь их испытают
Опухоль не спрячется: ИИ находит риск рецидива по серии МРТ
Опухоль не спрячется: ИИ находит риск рецидива по серии МРТ
Почему легкий стеноз сонной артерии все равно приводит к инсульту
Почему легкий стеноз сонной артерии все равно приводит к инсульту
ИИ анализирует цветение злаков без помощи человека
ИИ анализирует цветение злаков без помощи человека
Ученые нашли способ предсказывать рецидивы васкулита
Ученые нашли способ предсказывать рецидивы васкулита
Орбитрек на стероидах: тренажер станет спасением для тех, кто не может ходить
Орбитрек на стероидах: тренажер станет спасением для тех, кто не может ходить
Социальный провал: как ИИ путает разговор с переходом улицы
Социальный провал: как ИИ путает разговор с переходом улицы
Тоньше кожи: пленка в 10 нанометров изменит тепловизоры
Тоньше кожи: пленка в 10 нанометров изменит тепловизоры
ИИ научили сомневаться: как алгоритм SIFT борется с нейросетевым бредом
ИИ научили сомневаться: как алгоритм SIFT борется с нейросетевым бредом
Неожиданный маневр: почему мухи включают резервную защиту
Неожиданный маневр: почему мухи включают резервную защиту
Ученые выяснили, что выбивает доказательства из углистых метеоритов
Ученые выяснили, что выбивает доказательства из углистых метеоритов
Разработан адгезив, который адаптируется к любой поверхности
Разработан адгезив, который адаптируется к любой поверхности
Климат бьет по краснокнижным: 9 из 10 видов под ударом
Климат бьет по краснокнижным: 9 из 10 видов под ударом

Новости компаний, релизы

На одной волне: университет и госструктура усиливают IT-суверенитет
Крипта для людей: почему сложные сервисы теряют пользователей
«Точки роста» в действии: как школы Симферопольского района перестали быть скучными
Оперировать в VR: студенты придумали симулятор для хирургов
Не успеешь моргнуть — WhisperX уже расшифровал: тест скорости от Ainergy