Ученые требуют сохранить тропические леса Азии, чтобы избежать катастрофы
Группа международных ученых под руководством доктора Ребекки Гамильтон из Сиднейского университета обнаружила, что во время последнего ледникового максимума более 19 000 лет назад в Юго-Восточной Азии преобладала не сухая саванна, а мозаика разнообразных закрытых и открытых лесов, что опровергает прежний научный консенсус.
Полученные данные свидетельствуют о том, что тропические леса Азии могут быть более устойчивыми к изменению климата, чем считалось ранее, при условии сохранения разнообразия ландшафта. Кроме того, они показывают, что люди и животные, мигрировавшие через этот регион, могли иметь более разнообразную ресурсную базу, чем считалось ранее.
Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America.
Доктор Гамильтон из Школы геонаук Сиднейского университета говорит, что в связи с ускоряющимся изменением климата ученые и экологи обеспокоены тем, какое влияние это окажет на тропические дождевые леса в таких регионах, как Юго-Восточная Азия.
Сохранение типов леса, способствующих устойчивости, должно стать целью охраны природы в этом регионе. Наша работа показывает, что приоритетная защита лесов выше 1000 метров ( «горных лесов») наряду с сезонно-сухими типами лесов может быть важна для предотвращения „саваннизации“ тропических лесов Азии в будущем, — говорит она.
Саваннизация — это превращение ландшафта, как правило, лесного, в экосистему саванны, которая обычно представляет собой открытые лесистые равнины. Изменения, как правило, вызваны климатическими колебаниями, вмешательством человека или естественной экологической динамикой.
Исследователи проанализировали записи из 59 палеоэкологических объектов в тропической части Южной Азии, чтобы проверить так называемую модель саванны, которая предполагает, что во время последнего ледникового максимума в этом регионе возникла большая однородная пастбищная зона.
Они обнаружили, что записи из пыльцевых зерен, сохранившихся в озерах, свидетельствуют о сохранении лесов в этот период наряду с расширением лугов, на что указывают другие биохимические признаки.
Доктор Гамильтон заявляет:
Мы выдвинули идею, что эти кажущиеся несоответствия можно примирить, если во время прохладного и сезонного климата Последнего ледникового максимума горные леса (выше 1000 м) сохранялись и расширялись в высокогорных регионах, в то время как в низинах произошел переход к сезонно сухим лесам, которые имеют естественный травянистый подлесок.
В состав команды также вошли ученые из Института геоантропологии Макса Планка в Йене (Германия), Университета Флиндерса, Университета Пердью (США), Университета Филиппин и Австралийского национального университета.
По словам исследователей, они ожидают, что статистические методы, разработанные для сопоставления многочисленных палеоэкологических записей, будут полезны для региональной проверки других экологических изменений в прошлом.