Computers in Human Behavior: Социальные сети не провоцируют депрессию у детей
Дети действительно проводят много времени в социальных сетях. И распространенность депрессии среди молодежи возросла. Но причинно-следственной связи здесь нет.
Распространенность тревоги и депрессии возросла. Также как и использование социальных сетей. Поэтому многие считают, что здесь должна быть корреляция, — говорит Силье Стейнсбекк, профессор кафедры психологии Норвежского университета науки и технологии (NTNU).
Однако это не так, если верить результатам нового исследования.
Исследование Trondheim Early Secure Study
В рамках исследовательского проекта Trondheim Early Secure Study ученые в течение шести лет наблюдали за 800 детьми в Тронхейме с целью поиска взаимосвязи между использованием социальных сетей и развитием симптомов психических заболеваний.
Мы собирали данные каждые два года, начиная с того года, когда детям исполнилось десять лет, и до достижения ими 16-летнего возраста. Это позволило нам проследить за детьми в период перехода от детства к подростковому возрасту. Симптомы тревоги и депрессии были выявлены в ходе диагностических интервью как с детьми, так и с их родителями, — поясняет Стейнсбекк.
Результаты исследования были одинаковы как для мальчиков, так и для девочек. Результаты были одинаковыми независимо от того, публиковали ли дети посты и фотографии на своих собственных страницах в социальных сетях или ставили лайки и комментировали посты, опубликованные другими.
Более активное использование социальных сетей не привело к усилению симптомов тревоги и депрессии. Также не было отмечено, что те, у кого симптомы тревоги и депрессии проявлялись чаще, со временем меняли свои привычки в социальных сетях.
Норвежские исследователи обнаружили слабую корреляцию
В последние годы был проведен ряд исследований, посвященных изучению взаимосвязи между использованием социальных сетей детьми и подростками и их психическим здоровьем.
В одних исследованиях было установлено, что использование социальных сетей способствует укреплению психического здоровья, в других — оказывает негативное влияние. Однако в большинстве случаев корреляции слабые, считает Стейнсбекк.
Психическое здоровье часто определяется в исследованиях очень широко и охватывает все — от самооценки до депрессии. Данные часто собираются с помощью опросников. Неясно, что именно измерялось, и часто основное внимание уделялось частоте, т.е. тому, сколько времени молодые люди проводили в социальных сетях, — говорит Стейнсбекк.
Наблюдая за одними и теми же испытуемыми в течение нескольких лет, фиксируя симптомы психических заболеваний в ходе углубленных интервью и изучая различные виды использования социальных сетей, наше исследование позволило нам более детально рассмотреть и представить более тонкую картину корреляций.
Предыдущие исследования, проведенные той же исследовательской группой, показали, что около пяти процентов молодых людей в Норвегии страдают от депрессии. Распространенность депрессии среди детей ниже.
Каждый десятый ребенок хотя бы раз в возрасте от 4 до 14 лет отвечает критериям тревожного расстройства.
То, как часто и долго молодежь пользуется социальными сетями — это тема, которая вызывает сильные эмоции и большую озабоченность как у родителей, так и у специалистов, — сказала она.
Мы надеемся привнести больше знаний о том, как социальные сети влияют на развитие молодых людей и их способность функционировать в обществе. Кто особенно уязвим? Кто получает пользу от социальных сетей? Имеет ли значение способ использования социальных сетей?
Социальная поддержка и меньше одиночества
Стейнсбекк и ее коллеги ранее обнаружили, что у девочек, которые лайкают и комментируют чужие сообщения в социальных сетях, со временем формируется неприятие собственного тела, однако это не относится к мальчикам. Размещение сообщений на собственных аккаунтах в социальных сетях не оказывало влияния на самооценку ни мальчиков, ни девочек.
В ближайшие годы исследователи также изучат, как различные виды опыта в социальных сетях, такие как кибербуллинг и размещение фотографий в обнаженном виде, влияют на развитие и функционирование молодых людей в обществе.
Наше исследование показало, что если Кари или Кнут все чаще ставят лайки и выкладывают фотографии в Instagram или Snapchat, то вероятность развития симптомов тревоги и депрессии у них не увеличивается. Но это не означает, что у них нет негативного опыта общения в социальных сетях, ощущения зависимости или отчуждения. Некоторые из них могут быть особенно уязвимы, и именно их мы должны выявлять, — говорит Стейнсбекк.
В то же время Стейнсбекк отмечает, что у социальных сетей есть и положительные стороны.
Социальные сети обеспечивают возможность общения и принадлежности, позволяя легко поддерживать связь с друзьями и семьей. Социальные сети могут стать платформой для социальной поддержки и помочь защититься от одиночества молодым людям, у которых мало друзей.
В рамках исследования Trondheim Early Secure Study ежегодно собираются данные о тысячах детей и их родителей, начиная с четырехлетнего возраста. Сейчас испытуемым 20 лет, и осенью этого года состоится девятый раунд сбора данных.