Наступает новая эра творческого партнерства в эпоху генеративного ИИ
Последние достижения в области генеративного искусственного интеллекта продемонстрировали его потенциал в широком спектре творческих задач, таких как создание произведений искусства, сочинение симфоний и даже составление юридических текстов, слайдовых презентаций и т.п.
Эти разработки вызвали опасения, что ИИ превзойдет человека в решении творческих задач и сделает работников сферы знаний лишними. Совсем недавно эти опасения были подчеркнуты в статье Fortune, озаглавленной «Элон Маск говорит, что ИИ создаст будущее, в котором „не нужна никакая работа“: „ИИ будет способен делать все“.
В новой статье, опубликованной в специальном выпуске журнала Nature Human Behavior, посвященном ИИ, исследователь Джанет Рафнер из Орхусского института перспективных исследований и Центра гибридного интеллекта при Орхусском университете и директор Центра гибридного интеллекта профессор Якоб Шерсон вместе с международными коллегами обсуждают научные и общественные последствия творчества и ИИ.
Команда исследователей утверждает, что мы должны направить наше внимание на понимание и развитие совместного творчества, взаимодействия между людьми и машинами в направлении создания так называемого «человеко-ориентированного ИИ» и „гибридного интеллекта“. Таким образом, мы сможем разработать интерфейсы, обеспечивающие одновременно высокую степень автоматизации с помощью ИИ и контроль со стороны человека, и тем самым поддерживающие отношения, которые оптимально расширяют возможности друг друга».
Комментирует Рафнер:
На сегодняшний день большинство исследований, посвященных совместной деятельности человека и ИИ, относятся к области человеко-компьютерного взаимодействия и сосредоточены на возможностях ИИ, а также на дизайне и динамике взаимодействия. Хотя эти достижения являются ключевыми для понимания динамики взаимодействия человека и алгоритмов и отношения людей к процессу и продукту совместного творчества, существует настоятельная необходимость обогатить эти приложения знаниями о творчестве, полученными за последние десятилетия в психологических науках.
Сейчас нам необходимо отойти от вопросов типа «Может ли ИИ быть творческим? Одна из причин этого заключается в том, что определение креативности не является однозначным. При исследовании творческой деятельности только человека, только машины и совместной творческой деятельности человека и ИИ необходимо учитывать тип и уровень творчества: от повседневной творческой деятельности (например, создание новых рецептов, произведений искусства или музыки), которая, возможно, в большей степени поддается машинной автоматизации, до парадигмального вклада, который может потребовать вмешательства человека на более высоком уровне.
Кроме того, гораздо более значимым является рассмотрение таких тонких вопросов, как «Каковы сходства и различия в человеческом познании, поведении, мотивации и самооценке между совместным творчеством человека и ИИ и человеческим творчеством?
В настоящее время мы не располагаем достаточными знаниями о совместном творчестве человека и машины, поскольку разграничение вклада (и процессов) между человеком и ИИ не всегда очевидно.
В перспективе исследователи должны найти баланс между точностью прогнозирования и теоретическим пониманием (т.е. объяснимостью), чтобы разработать интеллектуальные системы для измерения и повышения творческого потенциала человека. При разработке систем совместного творчества, таких как виртуальные ассистенты, необходимо соблюдать баланс между психометрической строгостью и экологической валидностью. То есть задачи совместного творчества должны сочетать точные психологические измерения с современным интуитивным и увлекательным дизайном интерфейса.
Необходимо междисциплинарное сотрудничество
Проблема понимания и правильной разработки систем совместного творчества человека и ИИ не может быть решена в рамках одной дисциплины. Необходимо привлекать ученых в области бизнеса и менеджмента, чтобы обеспечить достаточное отражение в задачах реальных профессиональных проблем и понять последствия совместного творчества для будущего работы на макро- и микроуровнях организации, например, креативность в командной динамике в смешанных командах людей и ИИ.
Лингвисты и специалисты по обучению должны помочь нам понять влияние и нюансы оперативной инженерии в системах преобразования текста в текст. Психологи, занимающиеся вопросами развития, должны будут изучить влияние на процессы обучения человека.
Этические и содержательные разработки
По мнению группы исследователей, не только более этично держать человека в поле зрения при работе и разработке ИИ, но и в большинстве случаев это наиболее эффективный долгосрочный выбор.
Кроме того, ученым, занимающимся вопросами этики и права, предстоит рассмотреть издержки и преимущества совместного творчества с точки зрения прав на интеллектуальную собственность, осознания человеком своей цели и воздействия на окружающую среду.