Бизнес и общество: трудная дорога к взаимовыгодному партнерству
Выражение «Социальная ответственность бизнеса» появилось в российских СМИ в начале двухтысячных годов и сразу же обрело широкую популярность. За этими словами стоит стремление если не совсем убрать, то значительно сократить негативную дистанцию, существующую и по сей день между бизнесом и обществом. Привести их к некоему общему знаменателю, создавая взаимную заинтересованность друг в друге.
Мы все давно уже привыкли, что любое масштабное культурное мероприятие, фестиваль, гуманитарная акция, спортивное событие сопровождаются титрами – Генеральный спонсор, титульный партнер, информационная поддержка и т.п. Что нередко сложные и дорогие медицинские операции осуществляются благодаря лишь финансовой поддержке бизнесменов, кстати, не афиширующих свою помощь. Что тот или иной одаренный ребенок имеет возможность участвовать в международных знаковых конкурсах или соревнованиях только потому, что где-то рядом с ним находится неизвестный меценат.
Ограничивается ли только этим взаимодействие бизнеса и общества или возможны и иные варианты того, что мы называем – „Социальная ответственность бизнеса“?
Об этом пойдет речь в данной статье, которая появилась, как результат встречи с Председателем Калининградского отделения Союза промышленников и предпринимателей (КО РСПП) Александром Гирзекорном.
Отсталые стереотипы
Со стороны значительной части наших граждан к бизнесу есть совершенно иждивенческое отношение (как, впрочем, и к государству). Мол, „они“ обязаны обеспечивать „нам“ высокий уровень жизни и социальные стандарты, независимо от экономических условий рынка и „нашего“ трудового вклада. А также раздавать „нам“ свою прибыль в качестве спонсорства, благотворительности и меценатства.
А что бизнес? Увы, большинство российского экономически активного класса не очень далеко ушла от примитивного уровня представлений пассивных общественных масс. „Я их кормлю, зарплату плачу, пусть спасибо скажут!“ — одна из весьма распространенных позиций.
Некоторые чуть более продвинутые поминают еще и налоги, на которые, мол, содержатся бюджетники и пенсионеры, школы и больницы. Как-то не отдавая себе отчет, что платить зарплату и налоги – вовсе не их добрая воля, а требования закона. Это обязательные условия, на которых общество и представляющее его государство разрешает отдельным своим гражданам заниматься извлечением прибыли. И ответственность за их нарушения вовсе не социальная, а уголовная.
Какая-то не очень большая часть предпринимателей, помимо „обязательной программы“ из зарплат и налогов, ведет регулярную благотворительную деятельность.
И совсем небольшое число бизнесменов видят свою социальную активность гораздо шире традиционных общепринятых действий. Они пытаются рассмотреть для себя возможность участвовать в долгосрочных, значимых социальных программах, принимая в них участие совместно с государством.
Принципы ответственности: зарабатывая, не навреди
Причина „потребительства“ со стороны одних и „пассивности“ со стороны других понятна: пресловутая неразвитость гражданского общества в России. Рыночные отношения развалили советские моральные нормы и общественные структуры, а новые рождаются и строятся в муках и противостоянии. Через столкновение крайнего индивидуализма и животного потребительства с одной стороны, и нежелание думать и делать самостоятельно, безответственностью даже за собственную жизнь – с другой.
Там, где гражданское общество сильное, есть общественное согласие. Неписаные правила. Скажем так, „моральный кодекс строителя капитализма“.
Например, США. Исследования показали, как, по мнению остальных членов общества, обязан вести себя социально ответственный бизнесмен. Вот общественный рейтинг важности из предложенных в опросе 50-ти проявлений ответственности:
1. Ведет честный бизнес. 2. Гарантирует высокое качество продуктов и услуг. 3. Заботится о безопасности потребителей. 4. Обеспечивает безопасные условия труда работников. 5. Ведет „белую“ финансовую отчетность. 6. Не подкупает госчиновников. 7. Быстро и честно ликвидирует свои этические ошибки во взаимоотношениях с другими сторонами. 9. Обеспечивает социальную защиту работникам компании, вышедшим на пенсию. 11. Занимается вопросами экологии. 22. Поддерживает образовательные и исследовательские программы. 34. Оказывает местным общественным организациям поддержку, предлагая им товары и услуги со льготами. 37. Спонсирует мероприятия, проводимые местными организациями. 43. Поддерживает искусство.
В принципе, граждане России рассчитывают примерно на то же. Подобный опрос проводился и в нашей стране. На первых местах экономические требования: достойная зарплата, производство качественных товаров по разумной цене, защита здоровья и производственная безопасность. Затем – создание рабочих мест и честная уплата налогов. Следом идут экология, борьба с бедностью и неучастие в коррупции. А замыкают список, как и в американском, предоставление адресной материальной помощи, благотворительность и меценатство.
То есть, понимание едино: социальная ответственность бизнеса означает достижение коммерческого успеха только теми способами, которые не противоречат этическим принципам и уважительны по отношению к людям, сообществам и окружающей среде.
Социальный вклад бизнеса: не налогами едиными
Калининградский бизнес вполне вписывается в данное понимание „социальной ответственности“ предпринимателя. А. Гирзекорн, в частности утверждает.
— Буду говорить в основном о членах КО РСПП, хотя неплохо знаю положение дел и в калининградском бизнесе в целом. За последние два года состав калининградского отделения РСПП существенно обновился. Я хорошо знаю практически каждого из его членов, многих сам убеждал вступать в Союз. Потому совершенно уверенно говорю, что у каждого из них есть собственный немалый опыт социальной помощи, как отдельным людям, так и организациям. Нуждающиеся чаще всего сами обращаются и просят оказать помощь. И если для оказания помощи имеются ресурсы, то она, безусловно, оказывается. Во всяком случае, я не знаю таких коллег, кто отказывает всем. Все зависит от требуемых масштабов помощи и правовых возможностей ее оказать. Но большинство просьб все же удовлетворяются, а общие суммы расходов на эти цели членами нашей организации исчисляются далеко не одним миллионом рублей в год. Могу, в частности, сказать, что многие калининградские бизнесмены являются руководителями или кураторами спортивных секций, команд, федераций, и, соответственно, значительно помогают им финансово. Иногда исключительно от их финансовой поддержки зависит, будет или не будет существовать в регионе тот или иной вид спорта. Следует также учитывать, что предприниматели уделяли бы гораздо больше внимания социально-значимым проектам, если бы пресловутые административные барьеры для ведения бизнеса в нашей стране постепенно снижались и неформальное фискальное давление на бизнес, со стороны властных структур перестало бы быть основной проблемой для предпринимательской деятельности в нашей стране. К счастью, последние изменения, предложенные федеральным Правительством в части создания института уполномоченного по защите прав предпринимателей и формирования в прокуратуре спецподразделения по защите прав предпринимателей должны как-то решить эти проблемы. Чем быстрее это произойдет, тем раньше наш бизнес (калининградский так точно) станет более социально ориентированным.
На просьбу назвать хотя бы несколько имен и адреса спонсирования Гирзекорн не откликнулся, заявив, что он не имеет на это права, т.к. большинство калининградских спонсоров считает, что публичность в сфере благотворительности выглядит не этично и потому не особо афиширует этот свой вид деятельности.
Однако опровергать тот факт, что он лично в прошлом 2011 году удостоился звания „Меценат года“ Гирзекорн опровергать не стал.
От благотворительности к системным социальным проектам
И все же вернемся к приоритетам. Понимает ли руководитель бизнес-объединения, что благотворительность и меценатство стоят в последних рядах социальных ожиданий людей?
– Да, я знаю, что это так, – соглашается г-н Гирзекорн. – Знаком, в частности, с исследованиями, где подсчитали: в современном развитом обществе (т.е. на Западе) на благотворительность приходится всего 3% от всех проявлений социально-ответственной деятельности бизнеса. У нас, к сожалению, это почти основной вид. Пока.
Я это могу объяснить: во-первых, такая помощь еще очень востребована. Она доминирует потому, что многие за ней обращаются. Во-вторых, в Калининграде очень мало таких крупных бизнес-компаний, которые могли бы потянуть собственные серьезные социальные проекты. Чтобы осуществить подобное, требуется объединение сил многих независимых друг от друга людей и структур. А это очень сложно и организационно, и управленчески.
Мы на заседаниях КО РСПП планируем в ближайшее время обсудить вопросы разработки и реализации социальных проектов под эгидой Союза, – объясняет ситуацию руководитель этой предпринимательской организации. – Например, по проведению регулярного конкурса среди пятикурсников калининградских вузов, желающих идти в бизнес. Или создание локального бизнес-инкубатора для молодых специалистов. Идеи признаны приемлемыми. Будем двигаться в этом направлении, стараться реализовать эти проекты.
Со своей стороны, наш Союз готов рассматривать предложения от калининградцев по социальным проектам. Условие только одно: реалистичность. Мы и сами трезво подходим к своим обязательствам – сегодняшние возможности позволяют осуществить всего одну-две таких программы.
Я вижу, что предпринимательское сообщество меняется в своем отношении к социальным проблемам и своей роли в их решении. Мы обязательно придем к тому, что социальные инвестиции перестанут быть каким-то тяжким обременением, а станут неотъемлемой составляющей бизнес-стратегии любой значительной компании. Выгодным вложением.
Перспективы: социальная выгодность и подлинное партнерство
Необходимо подчеркнуть, что в данном случае Александр Гирзекорн не преувеличивает. Действительно, в передовых экономиках социальная активность компаний уже давно является существенным конкурентным преимуществом.
Вот статистика. Увеличение социальной ценности компании на один пункт ведет к улучшению репутации на 0,55 пункта. А такое же увеличение экономической ценности повышает репутацию только на 0,32 пункта. У социально активных компаний доходность продаж на 3%, доходность активов на 4%, а доходность капитала и акций на 10% выше, чем у „асоциальных“ конкурентов. Более 86% европейских потребителей предпочитают покупать товары у компаний, которые вовлечены в социально-значимые проекты.
Это рано или поздно заставит обратить на себя внимание большинства представителей российского предпринимательства. Для калининградского бизнеса, окруженного социально-активной европейской экономической средой, это будет скорее рано, чем поздно. ВТО и 2016 год вынудят искать любые выигрышные позиции в конкурентной борьбе.
Однако необходима одна существенная оговорка. Настоящее социальное партнерство – это не просто заинтересованное выполнение неких хороших условий. Это пересмотр сфер ответственности всех партнеров – и бизнеса, и власти, и общества – в решении социально-значимых вопросов. Например, в ликвидации базы для социального иждивенчества. Или в создании механизмов эффективного общественного контроля за прозрачностью власти, выполнением социальных обязательств государством. И, пока наше гражданское общество слабо, именно социально-ответственный бизнес, объединенный в корпоративные сообщества, способен быть эффективным социальным лоббистом. 02.10.2012 |