Инновационный подход к образованию – с чего начать?
В современном обществе стало модно говорить о здоровом образе жизни, новых подходах к образованию, новой системе оценки обучения и т.д. Все увлечены инновациями. А кто из нас задумывался, о том, как можно применить или построить инновационный подход на том фундаменте, который в нас заложен? Может быть не с того начинаем?
По данным, озвученным на пленарном заседании Научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии», в России из 141,9 миллиона населения 26 миллионов – это дети и подростки. Из них более одного миллиона беспризорных, живущих на улице, около 700 тысяч – дети-сироты. Дети-инвалиды составляют около 500 тысяч, и четыре с половиной миллиона детей живут в неполных семьях. Количество подростков в России уменьшается с каждым годом, их число сейчас опустилось ниже 3,8 миллионов, а смертности среди подростков опережает среднеевропейский показатель в три раза.
33% юношей и 20% девушек каждый день употребляют алкоголь. 30% студентов и 16% школьников хоть раз пробовали наркотики. 8,5 тысяч подростков находятся в местах лишения свободы. Эти цифры доказывают необходимость срочно принимать меры по охране детей и детского здоровья.
Подход к образованию и внедрению инноваций и новых методов должен идти параллельно с формированием ЗОЖ среди населения, как детского, так и взрослого. Это поможет сосредоточить и направить усилия в одно русло.
В России подростки на первое место ставят карьеру, PR (совершенно не понимая, что он означает), и лишь на 4-5 здоровье. О каком инновационном подходе в образовании мы можем говорить, если в наших школах уже около 20 лет есть штатная единица школьный психолог, а ассоциируется она только со знаменитым произведением Гоголя «Мертвые души»? Возможно, трудности работы школьных психологов заключаются еще и в том, что родители учеников, не готовы с ними общаться, не обладают знаниями и вообще мало интересуются своими детьми. Особенно данная проблема касается регионов и глубинки. Хотя нельзя отрицать, что проблема «большого города», где количество времени, проведенного взрослыми со своими детьми гораздо меньше, чем в регионах.
Для усиления работы школьных психологов необходимо проводить классы и занятия с родителями отдельно и предлагать им дидактический материал, а так же проводить совместные занятия с детьми. Конфликт «отцов и детей» будет существовать всегда и никогда себя не исчерпает, иначе не будет прогресса в обществе. Но, создавать условия для сближения интересов между родителями и детьми, необходимо. Это могут быть и конкурсы, и спортивные соревнования, и походы, и много другой совместной деятельности.
Однако есть еще одна категория специалистов, которая необходима для нормального функционирования и учебного процесса, и создания комфортной атмосферы. В каждом классе есть 1-2 ученика, которые, не дают учиться всем остальным, а именно, не могут сосредоточиться, не могут усидеть на одном месте более 10 минут, тяжело воспринимают информацию. Что происходит с этими детьми? Учителя их обычно выгоняют с уроков, ругают, иногда поднимают руку «чтобы сидел молча». Но, кто-нибудь задумывался о том, что именно происходит с этими детьми, с их душой, с их внутренним миром? Возможно, они просто больны, а родители и школа этого не понимают? Что у них проблемы с нервной системой? Кто-нибудь из учителей приглашал родителей и предлагал обратиться к детскому неврологу? К сожалению, неврология, наука, которая лечит не только взрослых от инсульта и старческого слабоумия, есть еще и дети с ЧМТ и СДВГ.
По ЧМТ (черепно-мозговые травмы) в России даже отсутствует статистика по количеству таких травм. Сложно ли получить ЧМТ и остаться инвалидом (не в плане физиологии, потерять руку или ногу) на всю жизнь? – НЕТ. Один удар учебником по голове, один подзатыльник, одно неудачное падение и жизнь меняется. Но не сразу. Часто, проблема наступает не сразу после получения травмы – была шишка или синяк и прошли, а позже, через 6 месяцев и более начинаются постепенные изменения. Ребенок теряет желание учиться, не может сосредоточиться, становиться апатичным, а мы все сваливаем на переходный возраст, который длится и длится. И к завершению школы, перед нами стоит не здоровый молодой человек или девушка, а дебил (с точки зрения медицины), у которого впереди вся жизнь, но уже с ограничениями.
Еще одно частое проявление ненормального поведения детей в школе – «это СДВГ синдром дефицита внимания с гиперактивностью – для него характерно сочетание нарушений внимания, памяти, и умственной работоспособности с гиперактивностью. К этим симптомам нередко присоединяются и трудности школьного обучения. Другие формы ММД (минимальных мозговых дисфункций) –дислексия и дизграфия. Иначе говоря, дети говорят и пишут гораздо хуже, чем их сверстники. Но вдобавок к признакам ММД у детей могут также начаться головные боли, ухудшиться сон и двигательные функции, возникнуть эмоциональные и другие нервные расстройства» — из выступления профессора кафедры детской неврологии.
Итак, с чего начинать новый подход к инновациям в образовании?
Учитывая сложившуюся ситуацию, то начинать необходимо с образования родителей, учителей. Научить их уважать статус ребенка как личности, уважать его мнение и прислушиваться к нему, и только потом уже переходить к детям и желательно не экспериментировать с их душами.
Что есть образование сегодня?
Это полное его отсутствие: разрушенная система единого подхода к обучению детей и новый, возможно не понятный даже педагогам недоработанный метод работы с детьми.
Чему учат в детских садах?
Так как сейчас модно быть дизайнерами, модельерами, ставку делают на рисование. Рисуют все, у кого есть желание либо его нет, рисуют те, кому это нравится те, кому это совершенно не интересно. Конкурсы детских рисунков заполонили интернет. Малышам не прививают любовь к книге и литературы. Порой, они, выходя за пределы детского сада, не наберут и десятка четверостиший. Кто-нибудь задумывался над тем, что дети, которые больше проводят времени за рисованием, к десяти годам обладают более чем в 2 раза менее развитой речью, хуже воспринимают и анализируют, чем дети, которые занимаются музыкой. И обусловлено это отсутствием связей в коре головного мозга, того самого белого вещества, которое формируется путем тренировок.
Что происходит в школе?
Ребенок рождается духовно чистым и готовым познавать и изучать все, что окружает. Недаром мы восхищаемся высказываниями малышей и говорим, что «устами младенца….». Раньше школа, начиная с первого класса, убивала в ребенке все возможное воображение, пытаясь заточить его тонкий разум в ограниченные рамки. А сейчас наоборот, школа не учит: что такое хорошо и что такое плохо, морали, ответственности, пониманию, уважению и т.д. С первого года начинают готовить к ЕГЭ, чтобы случайно не остаться без аттестата.
А в вузах?
В ВУЗах все становится еще проще. Договорись с профессором, или пойди на платный, и через несколько лет будет диплом. Бумажка, которая возможно поможет устроиться на работу.
Что делать?
Детские сады. Создавать группы не более 6-8 человек. При этом вид деятельности менять каждые 30-40 минут, чтобы сохранять интерес к действию. Учить алфавиту не в 4-5 лет, а в 2-3 года. И к 5 годам приучить к чтению. Успех данного процесса во многом зависит от уровня подготовки родителей. Проводить с родителями отдельную работу, и развивать в них навыки общения с ребенком. Подключать семейных психологов.
Школа. Школа является той основой знаний, морали и ответственности, которая определяет все будущее ребенка.
Начальная школа. Задача начальной школы научить ребенка-ученика в начале учиться (первые 2 года), а затем – учиться самостоятельно: искать, собирать, анализировать и делать выводы. При этом важную роль играет чтение и особенно внеклассное чтение. Сбор информации не только в интернете с помощью поисковых систем, но и в энциклопедиях, книгах и других прикладных материалах (3-4 классы).
К сожалению, в современных учебниках и применяемых методиках практически отсутствуют правила. Они есть, в справочниках, которые издаются отдельно к учебнику и раздаются детям. Много ли у нас детей, которые готовы читать отдельный учебник и штудировать правила? Не более 1-2%. Поэтому, необходимо пересмотреть формы учебников и их авторов. На сегодняшний день, учебник – это всего лишь очередная диссертация, без многолетней доказательной базы успеха предлагаемого метода обучения. А можно ли рисковать целым поколением, ради звания доктора или профессора?
Гуманитарные науки. В советское время фундаментально подходили к изучению правил и основ. Однако за первые 4-5 лет обучения полностью уничтожали природный навык свободно мыслить и сочинять. Сегодня, все наоборот. Поэтому, при изучении гуманитарных наук необходимо соблюдать гармонию между постулатами и фантазиями ребенка. Любая новая тема, должна содержать 2 вида работы – изучение, запоминание пройденного и подготовка собственного материала на тему, например: написать сказку, эссе или короткое сочинение. Такое сочетание, даст возможность ученику, применяя полученные знания, развивать собственную речь и фантазию.
Изучение иностранных языков. Если в 80-ые годы в основах учебников были короткие тексты и ответы на вопросы о comrade Petrov, Aunt Nina и т.д., то сегодня преобладают только диалоги, и ничтожно мала доля материала, описывающая правила построения, согласования времен и т.д. Учебники состоят из диалогов и направлены только на развитие устной речи в настоящем времени. Но можно ли развивать устную речь на не родном языке, если не знаешь, как строятся предложения? Устная речь ограничена только описанием картинок в Present Indefinite, а ведь есть еще и continuous, gerund и perfect.
Общение с книгой и электронными носителями. Если современному ребенку предложить на выбор найти информацию в библиотеке или в интернете, он выберет второе. Обусловлено это двумя факторами, дети не умеют общаться с книгой и в интернете информации больше. С каждым годом электронные носители все больше входят в нашу жизнь и в образовательный процесс. В этом есть ряд преимуществ. Нет необходимости носить тяжелые учебники, процесс обучения может легко контролироваться родителями и т.д. Учеников необходимо учить работать с большим потоком информации, который содержат носители и книги. Это поможет легче ориентироваться в гигабайтах книг и выбирать именно то, что нужно. Однако нельзя забывать о навыке общения с книгой, как с «живым существом». Книга постепенно уходит на второй план. Чтобы сохранить связь поколений, в школе необходимо вводить ознакомительные уроки, лекции, где ученикам будут проводить своеобразную «библиотерапию». Устраивать экскурсии в библиотеки и хранилища, привить уважительное отношение к книге, как к хранителю информации. И наконец, научить детей работать с книгами, как с источниками информации, так как только книга дает объемные фундаментальные знания.
Вывод: инновационный подход к образованию должен быть комплексным и включать в себя не только новые методы получения знаний, но и развития морально-этической составляющей ребенка, его родителей и педагогов.
Но самое важное – это научить ребенка быть человеком; только это поможет ему быть успешным в жизни.
Автор: Анна Добровольская/Саркисян, со-автор: Владимир Добровольский 16.11.2010 |