Инновационный подход к образованию – с чего начать?

В современном обществе стало модно говорить о здоровом образе жизни, новых подходах к образованию, новой системе оценки обучения и т.д.

Все увлечены инновациями. А кто из нас задумывался, о том, как можно применить или построить инновационный подход на том фундаменте, который в нас заложен? Может быть не с того начинаем?

По данным, озвученным на пленарном заседании Научно-практической конференции «Фармакотерапия и диетология в педиатрии», в России из 141,9 миллиона населения 26 миллионов – это дети и подростки. Из них более одного миллиона беспризорных, живущих на улице, около 700 тысяч – дети-сироты. Дети-инвалиды составляют около 500 тысяч, и четыре с половиной миллиона детей живут в неполных семьях. Количество подростков в России уменьшается с каждым годом, их число сейчас опустилось ниже 3,8 миллионов, а смертности среди подростков опережает среднеевропейский показатель в три раза.

33% юношей и 20% девушек каждый день употребляют алкоголь. 30% студентов и 16% школьников хоть раз пробовали наркотики. 8,5 тысяч подростков находятся в местах лишения свободы. Эти цифры доказывают необходимость срочно принимать меры по охране детей и детского здоровья.

Подход к образованию и внедрению инноваций и новых методов должен идти параллельно с формированием ЗОЖ среди населения, как детского, так и взрослого. Это поможет сосредоточить и направить усилия в одно русло.

В России подростки на первое место ставят карьеру, PR (совершенно не понимая, что он означает), и лишь на 4-5 здоровье. О каком инновационном подходе в образовании мы можем говорить, если в наших школах уже около 20 лет есть штатная единица школьный психолог, а ассоциируется она только со знаменитым произведением Гоголя «Мертвые души»? Возможно, трудности работы школьных психологов заключаются еще и в том, что родители учеников, не готовы с ними общаться, не обладают знаниями и вообще мало интересуются своими детьми. Особенно данная проблема касается регионов и глубинки. Хотя нельзя отрицать, что проблема «большого города», где количество времени, проведенного взрослыми со своими детьми гораздо меньше, чем в регионах.

Для усиления работы школьных психологов необходимо проводить классы и занятия с родителями отдельно и предлагать им дидактический материал, а так же проводить совместные занятия с детьми. Конфликт «отцов и детей» будет существовать всегда и никогда себя не исчерпает, иначе не будет прогресса в обществе. Но, создавать условия для сближения интересов между родителями и детьми, необходимо. Это могут быть и конкурсы, и спортивные соревнования, и походы, и много другой совместной деятельности.

Однако есть еще одна категория специалистов, которая необходима для нормального функционирования и учебного процесса, и создания комфортной атмосферы. В каждом классе есть 1-2 ученика, которые, не дают учиться всем остальным, а именно, не могут сосредоточиться, не могут усидеть на одном месте более 10 минут, тяжело воспринимают информацию. Что происходит с этими детьми? Учителя их обычно выгоняют с уроков, ругают, иногда поднимают руку «чтобы сидел молча». Но, кто-нибудь  задумывался о том, что именно происходит с этими детьми, с их душой, с их внутренним миром? Возможно, они просто больны, а родители и школа этого не понимают? Что у них проблемы с нервной системой? Кто-нибудь из учителей приглашал родителей и предлагал обратиться к детскому неврологу? К сожалению, неврология, наука, которая лечит не только взрослых от инсульта и старческого слабоумия, есть еще и дети с ЧМТ и СДВГ.

По ЧМТ (черепно-мозговые травмы) в России даже отсутствует статистика по количеству таких травм. Сложно ли получить ЧМТ и остаться инвалидом (не в плане физиологии, потерять руку или ногу) на всю жизнь? – НЕТ. Один удар учебником по голове, один подзатыльник, одно неудачное падение и жизнь меняется. Но не сразу. Часто, проблема наступает не сразу после получения травмы – была шишка или синяк и прошли, а позже, через 6 месяцев и более начинаются постепенные изменения. Ребенок теряет желание учиться, не может сосредоточиться, становиться апатичным, а мы все сваливаем на переходный возраст, который длится и длится. И к завершению школы, перед нами стоит не здоровый молодой человек или девушка, а дебил (с точки зрения медицины), у которого впереди вся жизнь, но уже с ограничениями.

Еще одно частое проявление ненормального поведения детей в школе – «это СДВГ синдром дефицита внимания с гиперактивностью – для него характерно сочетание нарушений внимания, памяти, и умственной работоспособности с гиперактивностью. К этим симптомам нередко присоединяются и трудности школьного обучения. Другие формы ММД (минимальных мозговых дисфункций) –дислексия и дизграфия. Иначе говоря, дети говорят и пишут гораздо хуже, чем их сверстники. Но вдобавок к признакам ММД у детей могут также начаться головные боли, ухудшиться сон и двигательные функции, возникнуть эмоциональные и другие нервные расстройства» — из выступления профессора кафедры детской неврологии.

Итак, с чего начинать новый подход к инновациям в образовании?

Учитывая сложившуюся ситуацию, то начинать необходимо с образования родителей, учителей. Научить их уважать статус ребенка как личности, уважать его мнение и прислушиваться к нему, и только потом уже переходить к детям и желательно не экспериментировать с их душами.

Что есть образование сегодня?

Это полное его отсутствие: разрушенная система единого подхода к обучению детей и новый, возможно не понятный даже педагогам недоработанный метод работы с детьми.

Чему учат в детских садах?

Так как сейчас модно быть дизайнерами, модельерами, ставку делают на рисование. Рисуют все, у кого есть желание либо его нет, рисуют те, кому это нравится те, кому это совершенно не интересно. Конкурсы детских рисунков заполонили интернет. Малышам не прививают любовь к книге и литературы. Порой, они, выходя за пределы детского сада, не наберут и десятка четверостиший. Кто-нибудь задумывался над тем, что дети, которые больше проводят времени за рисованием, к десяти годам обладают более чем в 2 раза менее развитой речью, хуже воспринимают и анализируют, чем дети, которые занимаются музыкой. И обусловлено это отсутствием связей в коре головного мозга, того самого белого вещества, которое формируется путем тренировок.

Что происходит в школе?

Ребенок рождается духовно чистым и готовым познавать и изучать все, что окружает. Недаром мы восхищаемся высказываниями малышей и говорим, что «устами младенца….». Раньше школа, начиная с первого класса, убивала в ребенке все возможное воображение, пытаясь заточить его тонкий разум в ограниченные рамки. А сейчас наоборот, школа не учит: что такое хорошо и что такое плохо, морали, ответственности, пониманию, уважению и т.д. С первого года начинают готовить к ЕГЭ, чтобы случайно не остаться без аттестата.

А в вузах?

В ВУЗах все становится еще проще. Договорись с профессором, или пойди на платный, и через несколько лет будет диплом. Бумажка, которая возможно поможет устроиться на работу.

Что делать?

Детские сады. Создавать группы не более 6-8 человек. При этом вид деятельности менять каждые 30-40 минут, чтобы сохранять интерес к действию. Учить алфавиту не в 4-5 лет, а в 2-3 года. И к 5 годам приучить к чтению. Успех данного процесса во многом зависит от уровня подготовки родителей. Проводить с родителями отдельную работу, и развивать в них навыки общения с ребенком. Подключать семейных психологов.

Школа. Школа является той основой знаний, морали и ответственности, которая определяет все будущее ребенка.

Начальная школа. Задача начальной школы научить ребенка-ученика в начале учиться (первые 2 года), а затем – учиться самостоятельно: искать, собирать, анализировать и делать выводы. При этом важную роль играет чтение и особенно внеклассное чтение. Сбор информации не только в интернете с помощью поисковых систем, но и в энциклопедиях, книгах и других прикладных материалах (3-4 классы).

К сожалению, в современных учебниках и применяемых методиках практически отсутствуют правила. Они есть, в справочниках, которые издаются отдельно к учебнику и раздаются детям. Много ли у нас детей, которые готовы читать отдельный учебник и штудировать правила? Не более 1-2%. Поэтому, необходимо пересмотреть формы учебников и их авторов. На сегодняшний день, учебник – это всего лишь очередная диссертация, без многолетней доказательной базы успеха предлагаемого метода обучения. А можно ли рисковать целым поколением, ради звания доктора или профессора?

Гуманитарные науки. В советское время фундаментально подходили к изучению правил и основ. Однако за первые 4-5 лет обучения полностью уничтожали природный навык свободно мыслить и сочинять. Сегодня, все наоборот. Поэтому, при изучении гуманитарных наук необходимо соблюдать гармонию между постулатами и фантазиями ребенка. Любая новая тема, должна содержать 2 вида работы – изучение, запоминание пройденного и подготовка собственного материала на тему, например: написать сказку, эссе или короткое сочинение. Такое сочетание, даст возможность ученику, применяя полученные знания, развивать собственную речь и фантазию.

Изучение иностранных языков. Если в 80-ые годы в основах учебников были короткие тексты и ответы на вопросы о comrade Petrov, Aunt Nina и т.д., то сегодня преобладают только диалоги, и ничтожно мала доля материала, описывающая правила построения, согласования времен и т.д. Учебники состоят из диалогов и направлены только на развитие устной речи в настоящем времени. Но можно ли развивать устную речь на не родном языке, если не знаешь, как строятся предложения? Устная речь ограничена только описанием картинок в Present Indefinite, а ведь есть еще и continuous, gerund и perfect.

Общение с книгой и электронными носителями. Если современному ребенку предложить на выбор найти информацию в библиотеке или в интернете, он выберет второе. Обусловлено это двумя факторами, дети не умеют общаться с книгой и в интернете информации больше. С каждым годом электронные носители все больше входят в нашу жизнь и в образовательный процесс. В этом есть ряд преимуществ. Нет необходимости носить тяжелые учебники, процесс обучения может легко контролироваться родителями и т.д. Учеников необходимо учить работать с большим потоком информации, который содержат носители и книги. Это поможет легче ориентироваться в гигабайтах книг и выбирать именно то, что нужно. Однако нельзя забывать о навыке общения с книгой, как с «живым существом». Книга постепенно уходит на второй план. Чтобы сохранить связь поколений, в школе необходимо вводить ознакомительные уроки, лекции, где ученикам будут проводить своеобразную «библиотерапию». Устраивать экскурсии в библиотеки и хранилища, привить уважительное отношение к книге, как к хранителю информации. И наконец, научить детей работать с книгами, как с источниками информации, так как только книга дает объемные фундаментальные знания.

Вывод: инновационный подход к образованию должен быть комплексным и включать в себя не только новые методы получения знаний, но и развития морально-этической составляющей ребенка, его родителей и педагогов.

Но самое важное – это научить ребенка быть человеком; только это поможет ему быть успешным в жизни.

Автор: Анна Добровольская/Саркисян,
со-автор: Владимир Добровольский

16.11.2010


Подписаться в Telegram



Общество

Ректор НИЯУ МИФИ призвал вузы запускать бизнес
Ректор НИЯУ МИФИ призвал вузы запускать бизнес

Ректор одного из ведущих технических вузо...

Current Biology: Анализ ДНК опроверг прежние данные о погибших в Помпеях
Current Biology: Анализ ДНК опроверг прежние данные о погибших в Помпеях

Когда произошло извержение вулкана и засы...

Antiquity: Лидар помог найти тысячи построек майя
Antiquity: Лидар помог найти тысячи построек майя

Археологи изучили данные лидара в неизуче...

The BMJ: Алкоголь и стресс на работе вызывают всплеск суицидов в Новый год
The BMJ: Алкоголь и стресс на работе вызывают всплеск суицидов в Новый год

Оказывается, риск совершения самоубийства выше...

JPSP: Ученые рассказали, как побороть боязнь упустить что-то важное
JPSP: Ученые рассказали, как побороть боязнь упустить что-то важное

Люди беспокоятся из-за пропуска групповых меро...

Международная олимпиада по экологии стартовала в Сириусе
Международная олимпиада по экологии стартовала в Сириусе

В Сириусе началась первая в мире очная Ме...

В КамГУ изучили жизненный путь женщин после развода
В КамГУ изучили жизненный путь женщин после развода

Чем разумнее женщина смотрит на свою жизн...

Психолог объяснил, как либералы и консерваторы могли бы договориться
Психолог объяснил, как либералы и консерваторы могли бы договориться

По мере приближения ноябрьских президентских в...

BMJ Quality & Safety: Слушайте советы доктора, а не чат-бота
BMJ Quality & Safety: Слушайте советы доктора, а не чат-бота

Не стоит доверять информации о лекарствах...

Поиск на сайте

Знатоки клуба инноваций


ТОП - Новости мира, инновации

SciAdv: На Марсе была горячая вода — найдено доказательство в древнем метеорите
SciAdv: На Марсе была горячая вода — найдено доказательство в древнем метеорите
В МФТИ создали бота для распознавания нот
В МФТИ создали бота для распознавания нот
В ТОГУ будут использовать лазерные сканеры для создания идеальных зданий
В ТОГУ будут использовать лазерные сканеры для создания идеальных зданий
Science: У шимпанзе есть слабо развитая культура
Science: У шимпанзе есть слабо развитая культура
Ученые МФТИ придумали, как пропатчить сердце
Ученые МФТИ придумали, как пропатчить сердце
Ученые научились производить заживляющие наночастицы в промышленных масштабах
Ученые научились производить заживляющие наночастицы в промышленных масштабах
В ТПУ научились управлять свойствами графена с помощью лазера
В ТПУ научились управлять свойствами графена с помощью лазера
Surfaces and Interfaces: Куркума и серебро на мембранах стерилизуют вирусы
Surfaces and Interfaces: Куркума и серебро на мембранах стерилизуют вирусы
Внеклеточные везикулы — новое слово в лечении воспалительных заболеваний кишечника
Внеклеточные везикулы — новое слово в лечении воспалительных заболеваний кишечника
1 укол вместо 15: в Челябинске предложили революционный метод лечения рака
1 укол вместо 15: в Челябинске предложили революционный метод лечения рака
The American Journal of Human Genetics: Бесплодие может быть вызвано мутацией
The American Journal of Human Genetics: Бесплодие может быть вызвано мутацией
Исследована двойная роль клеточного регулятора CED-9 в апоптозе
Исследована двойная роль клеточного регулятора CED-9 в апоптозе
Ученые из Новосибирска установили возраст шерсти детеныша саблезубой кошки
Ученые из Новосибирска установили возраст шерсти детеныша саблезубой кошки
Челябинские ученые создали систему управления объектами электроэнергетики
Челябинские ученые создали систему управления объектами электроэнергетики
PRL: Физики объяснили, как работает дробный заряд в пентаслойном графене
PRL: Физики объяснили, как работает дробный заряд в пентаслойном графене

Новости компаний, релизы

В Москве открыт памятник «отцу» советского ядерного оружия
Нижегородский завод продемонстрировал разработанные по нацпроекту материалы на AMTEXPO
Дмитрий Чернышенко провел рабочую встречу с главой Татарстана Рустамом Миннихановым
Делегация Набережночелнинского педагогического университета прибыла в Алжир
3D-печать: от самых смелых концепций до твердой реальности