Дети, не испытавшие дефицита родительской любви, становятся добрыми взрослыми
Прочная связь между родителями и их детьми в раннем возрасте значительно повышает склонность ребенка к просоциальному поведению, проявлению доброты и сочувствия по отношению к другим людям, показало исследование.
В исследовании Кембриджского университета использовались данные более чем 10 000 человек, родившихся в 2000-2002 гг. с целью выяснения долгосрочной взаимосвязи между ранними отношениями с родителями, просоциальностью и психическим здоровьем. Это одно из первых исследований, в котором рассматривается взаимодействие этих характеристик в течение длительного периода, охватывающего детство и юность.
Исследователи обнаружили, что люди, имевшие теплые и любящие отношения с родителями в трехлетнем возрасте, не только имели меньше проблем с психическим здоровьем в раннем детстве и подростковом возрасте, но и проявляли повышенные «просоциальные» тенденции. Речь идет о социально желательном поведении, направленном на благо других людей, таком как доброта, сочувствие, отзывчивость, щедрость и волонтерство.
Хотя корреляция между отношениями между родителями и детьми и просоциальностью в дальнейшем нуждается в проверке в ходе дальнейших исследований, результаты исследования указывают на значительную связь. В среднем, на каждую стандартную единицу выше «нормального» уровня близости ребенка с родителями в трехлетнем возрасте его просоциальность возрастает на 0,24 стандартной единицы к подростковому возрасту.
И наоборот, у детей, чьи ранние родительские отношения были эмоционально напряженными или жестокими, вероятность развития просоциальных привычек со временем снижалась. По мнению исследователей, это подкрепляет необходимость разработки целенаправленной политики и поддержки молодых семей, в которых установление близких отношений между родителями и детьми не всегда бывает простым делом, например, если родители испытывают финансовые и рабочие трудности и не располагают большим количеством времени.
В исследовании также изучалось, насколько психическое здоровье и просоциальное поведение являются неизменными «чертами» молодых людей и насколько они меняются в зависимости от обстоятельств, например, от изменений в школе или в личных отношениях. Измерения психического здоровья и просоциального поведения проводились в возрасте пяти, семи, 11, 14 и 17 лет, что позволило составить полное представление о динамике, формирующей эти характеристики, и их взаимодействии.
Исследование проводили Иоаннис Катсантонис и д-р Рос Маклеллан, сотрудники педагогического факультета Кембриджского университета.
Катсантонис, ведущий автор и докторант, специализирующийся в области психологии и образования, сказал: «Наш анализ показал, что после определенного возраста мы, как правило, либо психически здоровы, либо психически нездоровы и имеем достаточно фиксированный уровень жизнестойкости. Просоциальность же варьируется сильнее и дольше, в зависимости от окружающей среды. Большое влияние, по-видимому, оказывают наши ранние отношения с родителями. В детстве мы усваиваем те аспекты отношений с родителями, которые характеризуются эмоциональностью, заботой и теплотой. Это влияет на нашу будущую склонность быть добрыми и отзывчивыми по отношению к другим».
В исследовании использовались данные 10 700 участников Millennium Cohort Study, в рамках которого проводилось наблюдение за развитием большой группы людей, родившихся в Великобритании в 2000-2002 гг. В них содержалась информация о просоциальности, «интернализирующих» симптомах психического здоровья (таких как депрессия и тревога) и „экстернализирующих“ симптомах (таких как агрессия).
Дополнительные данные опроса позволили получить информацию о том, насколько отношения участников с родителями в возрасте трех лет характеризовались «жестоким обращением» (физическое и словесное насилие), эмоциональными конфликтами и „близостью“ (тепло, безопасность и забота). При этом учитывались и другие потенциально сбивающие факторы, такие как этническое происхождение и социально-экономический статус.
Затем специалисты из Кембриджа использовали сложную форму статистического анализа, называемую латентным моделированием состояния-трайта-окказиона, чтобы понять, насколько симптомы психического здоровья и просоциальные наклонности участников являются выражением фиксированных личностных «черт» на каждом этапе их развития. Это позволило, например, определить, насколько ребенок, который вел себя тревожно при опросе, реагировал на определенный опыт или стечение обстоятельств, а насколько он был просто тревожным от природы ребенком.
В ходе исследования были обнаружены некоторые доказательства связи между психическими расстройствами и просоциальностью. Примечательно, что дети, демонстрировавшие в младшем возрасте более высокие, чем в среднем, экстернализационные симптомы психического здоровья, в дальнейшем проявляли меньшую просоциальность, чем обычно. Например, на каждую стандартную единицу прироста выше нормы, которую ребенок демонстрировал при экстернализации психических расстройств в возрасте семи лет, его просоциальность обычно снижалась на 0,11 единицы в возрасте 11 лет.
Однако не было получено четких доказательств обратного. Хотя дети с просоциальностью выше среднего уровня, как правило, имели более крепкое психическое здоровье в любой конкретный момент времени, это не означало, что их психическое здоровье улучшалось по мере взросления. Исходя из этого, авторы исследования предполагают, что усилия школ по формированию просоциального поведения могут быть более эффективными, если они будут включены в учебную программу на постоянной основе, а не проводиться в виде разовых мероприятий, как, например, недели борьбы с буллингом.
Помимо того, что дети, имевшие более близкие отношения с родителями в трехлетнем возрасте, были более просоциальными, они также имели меньшее количество симптомов плохого психического здоровья в более позднем детстве и подростковом возрасте.
По словам Катсантониса, полученные результаты подчеркивают важность установления прочных отношений между родителями и детьми в раннем возрасте, что, по общему мнению, уже имеет решающее значение для поддержки здорового развития детей в других областях.
Очень многое в этом вопросе зависит от родителей, — сказал Катсантонис.
То, сколько времени они могут проводить со своими детьми и реагировать на их потребности и эмоции в самом начале жизни, имеет огромное значение.
Некоторым может понадобиться помощь, чтобы научиться этому, но мы не должны недооценивать важность того, чтобы просто уделять им время. Близость развивается только со временем, а для родителей, которые живут или работают в стрессовых и стесненных обстоятельствах, его часто не хватает. Политика, направленная на решение этой проблемы на любом уровне, принесет много пользы, в том числе повысит психическую устойчивость детей и их способность к позитивному поведению по отношению к другим людям в дальнейшей жизни.
Результаты исследования опубликованы в журнале International Journal of Behavioural Development. 09.10.2023 |