Как преодолеть мировой кризис, имея под рукой несколько книг
Никто не спрашивает у доктора про диагноз в середине хирургической операции. Аналогично обстоит дело и с финансовым кризисом: неразумно сейчас пытаться понять или объяснить его.
Помнится, в марте министр финансов США Генри Полсон предлагал реформу с таким пояснением: «Проект направлен на решение комплексных долгосрочных проблем, которые не следует решать во время какой-либо стрессовой ситуации». А уже сегодня издаются про мировой кризис книги с предложением собственных мер, направленных на понимание и устранение финансового хаоса.
Технологии современного книгопечатания требуют уйму времени – частенько авторы ждут целый год, прежде чем сданная в печать рукопись попадет на книжные полки магазинов – так что успех в этом деле определяет простая удача и стечение обстоятельств. Книги содержат аналитические статьи про новую экономическую теорию, призывы журналистов к оздоровлению национальных валют и исследования динамики кредитования писателями-романистами. Вместе они предлагают средства для преобразования экономики в гибкую систему, в которой стабильность становится отклонением, а изменчивость – нормой.
Любое обсуждение должно быть подкреплено основными принципами. Джордж Купер, финансовый аналитик из Лондона, завершил свою жутко интересную книгу под названием «Происхождение финансовых кризисов: Центральные банки, кредитные пузыри и ошибка эффективности рынка» в апреле. Он постоянно ссылается на Bear Stearns и Northern Rock, а также цитирует заоблачные цены на сырье, показывает радикальное изменение вещей за полгода. Он подкопался под основные экономические принципы – эффективные рынки – и утверждает, что теория естественного равновесия является вздорной; рынки в основе своей непостоянны. Он рассуждает о дутых ценах на рынке NASDAQ прямо перед тем, как технологические пузыри полопались. „Эти цены должны быть рационализированы“, пишет он. Подобная модернизация длится по сей день.
Решение Купера оправдывает возвращение к теориям Джона Кейнса, а именно: лишь те экономические рынки обладают внутренними силами, которые по сути нестабильны и приводят к волнам инфляции активов и кредитной экспансии. Политика колеблется с пузырями, не против их. «Как правило, мы одобряем расширение капитализма и сокращение социализма», аргументирует он.
Таким образом, Купер нацелился на центральные банки. Создание кредитования с низкими и не интересными ставками делает людей богаче, пишет он, но также это порождает постоянную неуверенность. Центральные банки должны сделать невероятное, а именно замедлить экономический рост. «Мы должны действовать без учета всех экономических соглашений, которые являются симптомами провала политики», уверен он.
Так, как Купер погружается в микроэкономику, Мартин Вольф идет в макро. В приложении «Реставрируя глобальную финансовую систему» (университет Джона Хопкинса), автор и редактор Financial Times рассматривает неустойчивость, которая сделала мировую экономику неравномерной. Книга вышла как сборник лекций Вольфа, которые тот читал в университете Джона Хопкинса в 2006 году, где сначала он выдвигает тезис: провал глобальной финансовой системы ставит Соединенные Штаты в незавидное положение играющего банкира перед всем миром. „Огромные дефициты, которые испытывали США, давали передышку всему миру“, пишет он. „Но это не могло длиться вечно“.
Так же как и Купер, Вольф прямо заявляет, что кризис – не стабильность – поддерживал последние три декады финансовой либерализации. С конца 70-х, пишет он, было 112 системных банковских кризисов, включая латиноамериканский валютный кризис 80-х и восточноазиатский в 1997. «неудачей было, возможно, иметь лишь один кризис», пишет Вольф. „А иметь 112 было результатом огромной финансовой небрежности“. Главный источник нестабильности, доказывает он, это поток глобального капитала – существенная часть последнего сейчас во главе как развивающихся, так и развитых стран. Другими словами, бедные дают взаймы богатым, и эту формулу Вольф называет „извращенной“. Решение заключается в том, чтобы полностью сменить руководство, и валюты – это ключ. Это случится главным образом на уровне государства, пишет он; страны должны развить собственные рынки, основанные не на долларе, а на собственной валюте.
С точки зрения писателя Маргарет Этвуд, опубликовавшая про мировой кризис книги, показывает человеческие недостатки в качестве источника кризиса в издании «Окупаемость: долги и теневая сторона богатства». За упоминанием долга она возвращается к временам древних греков и апеллирует к Библии („Простите нам долги наши, как мы прощаем ваши…“), к Шекспиру, Макиавелли, показывая, что долги – финансовых или иные – нередко руководят человеческим поведением. Когда должники и кредиторы действую по отношения друг к другу незаконно, мир рушится. „Это о времени сверхплатежей“, пишет она. Подобно Фаусту, мы инициировали изначально нежизнеспособную сделку. Окупаемость существует только наравне с пониманием, что глобальный рост не вечен.
Ни один из этих авторов не предлагает рассматривать глобальную финансовую систему в качестве лжи. Речь только о том, что мы сейчас обладаем единственным пониманием, но есть и другие, лучшие пути почувствовать это. Необходимость реформ назрела давно и теперь очевидна. Грядет капитальный ремонт всей системы. Вопрос лишь в том, достаточно ли мы сильны, чтобы пережить это. И достаточно ли образованы и опытны, и сколько прочли про мировой кризис книг.
Автор: Эндрю Баст