Потребители готовы к появлению на пороге роботов?
Компания Amazon намерена в этом году осуществить 10 000 доставок с помощью беспилотников в Европе, а компания Walmart планирует в этом году охватить услугами беспилотной доставки еще 60 000 домов в США, поэтому компании вкладывают все больше средств в исследования и разработки в области беспилотной доставки.
Специалисты лаборатории Mobility and Behavior Lab Северо-Западного университета под руководством Аманды Статопулос, доцента кафедры гражданского и экологического строительства, хотели выяснить, готовы ли потребители к замене водителей доставки роботами в виде автоматизированных транспортных средств, беспилотников и роботов. Группа пришла к выводу, что в обществе еще предстоит работа по изменению отношения к этой технологии ближайшего будущего.
Нам необходимо очень тщательно продумать влияние этих новых технологий на людей и сообщества, а также выяснить, что они думают об этих изменениях, — сказал старший автор исследования Статопулос.
Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports. Исследователи отметили «сложную и многогранную» взаимосвязь между поведением и принятием технологий автоматизированной доставки посылок в ближайшем будущем.
В то время как люди в целом охотнее принимали автоматизированный автомобиль в качестве замены курьеру — возможно, потому, что уже существует привычка к самодвижущимся автомобилям, — беспилотники и роботы не нравились им как варианты. Однако по мере увеличения скорости доставки и снижения цены вероятность того, что люди примут эти технологии, возрастала.
Также было обнаружено, что потребители, разбирающиеся в технологиях, более благосклонно относятся к технологиям ближайшего будущего, чем население, менее знакомое с ними.
Статопулос — профессор кафедры гражданского и экологического строительства William Patterson Junior в Северо-Западной инженерной школе McCormick School of Engineering, где она изучает человеческие аспекты новых систем мобильности. Она также является преподавателем Северо-Западного транспортного центра. По ее словам, особенно после пандемии, люди стали ожидать оперативной доставки покупок в электронной коммерции, поскольку все чаще работают из дома.
Махер Саид, выпускник лаборатории Статопулос, является ведущим автором исследования.
Существует парадокс: нам трудно совместить удобство и выгоду от быстрой и эффективной доставки с ее последствиями, такими как плохие условия труда на складах, загрязнение воздуха и перегруженные улицы, — сказал Статопулос.
Мы не видим той другой роли, которую мы играем как граждане или пользователи города. А ведь одна роль напрямую влияет на другую, и мы являемся и теми, и другими. Автоматизированная доставка может снизить остроту этих проблем.
Группа разработала анкету для оценки предпочтений 692 американских респондентов, в которой задавались вопросы о различных вариантах доставки и таких переменных, как скорость доставки, обработка посылок и общее восприятие.
По словам Статопулоса, несмотря на то, что новые способы доставки открывают широкие возможности, в социальном плане «мы еще не дошли до этого». По мере того как компании наращивают объемы беспилотной доставки, отчасти из-за нехватки рабочей силы, а отчасти из-за того, что существующие системы не могут удовлетворить огромные объемы электронной коммерции, исследователи предупреждают, что эти инновации могут потерпеть неудачу из-за отсутствия общественного признания.
По словам Статопулос, она считает, что транспортно-логистические центры должны быть вынесены «на передний план» городского планирования и дизайна, как это делается в некоторых европейских городах, чтобы признать их важность и роль в качестве жизни. Политикам также придется участвовать в обсуждении, поскольку в воздушном пространстве появляется все больше беспилотников, а трудовые ресурсы меняются. По мнению Статопулоса, ничего из этого не получится, пока компании не начнут объединять свои уникальные системы.
С точки зрения планирования, нам необходимо принять тот факт, что огромное количество доставок будет формировать наши города, — сказал Статопулос.
Сотрудничество, координация и обмен информацией между компаниями — это постоянная задача, но она не будет решена, если у каждого будет своя технология. Это просто уничтожает цель и создает избыточные и дублирующие друг друга системы.
Однако Статопулос утверждает, что, прислушиваясь к мнению пользователей и проводя более частые оценки их восприятия технологий, разработчики политики и компании могут подготовиться к будущему и работать над преодолением тревоги и нежелания принимать новые технологии.