Бедность - от бюрократов: кто мешает перемещению товаров через границу
Действенный способ бороться с бедностью — снижать уровень бюрократии. Причем, как и в случае с мифической гидрой, головы недостаточно рубить — их надо прижигать, чтобы не выросли новые.
Сегодня товары, деньги и время часто бывают потрачены впустую на этапах отгрузки и экспорта товаров. Такой вывод сделали ученые в школе экономики и управления Лундского Университета, Швеция.
Экономист Мария Перссон изучала проблему увеличения торговых оборотов между ЕС и развивающимися странами. Данная проблема горячо обсуждалась в ВТО за прошедшие 10 лет, и одной из мер, которые были предложены, стали льготные тарифы. Однако, по словам Марии, вместо этого можно попросту снизить бюрократическую составляющую процесса. Последняя, кстати, создает проблемы не только торговцам и промышленникам, но и обычным гражданам, которым понадобилось срочное оформление загранпаспорта для пересечения границы.
«Я сосредоточилась на том, как сократить время перемещения товаров через границу. Чем более сложна процедура экспорта, тем больше времени на нее будет затрачено. Мои оценки показывают, что ценность экспорта увеличится на 1%, если на экспорт затрачивать времени меньше на сутки», говорит она. В работе Мария использовала данные опросов, где различные участники международного торгового процесса выражали свое мнение по поводу нормализации процесса.
„Если за счет сокращения времени, затрачиваемого на перемещения товаров через границу, возрастет торговый оборот, то увеличится и экономический рост, а значит, уменьшится бедность. Кроме того, если максимально разнообразить экспорт, у развивающихся стран появится определенное преимущество“, считает Мария.
Многие страны несут огромные издержки, связанные с торговлей. Так, например, из-за бюрократии и медленной обработки заявок и запросов продовольственные товары гниют на складах. Также задержки отрицательно сказываются на стоимости уникальных товаров, которые конкуренты вперегонки пытаются поставить на рынок. Бюрократические препоны стоят развивающимся странам кучу денег.
Одновременно вопрос о тарифах в мировом экспорте теряет важность. Потенциал для увеличения торговых оборотов содержится не в них, а в снижении бюрократического уровня.
„В большинстве развивающихся стран товар, прежде чем пересечь границу, ожидает в среднем 34 дня. Можно значительно снизить издержки и увеличить эффективность торговли, сократив этот срок даже на 1 день. Прибыль от этого будет ощутимой“.
Проблему можно решить, устранив узкие места. Например, упростит дела торговца доступная информация о правилах экспорта. Страны могут ограничить число документов, необходимых для торговли. Также действенной мерой будет создание открытого окна в учреждениях для проставления печатей на документы.
Торговая фасилитация не подразумевает снижения контроля — он просто должен быть разумнее. „Компании, которые без проблем вели торговлю в течение двадцати лет, могут пользоваться льготами, так как нет основания им не доверять. И, напротив, если экспортер не подтвердил либо и вовсе опроверг собственную честность, его необходимо перепроверить“, считает Мария Перссон. Это, по ее словам, вопрос оценки рисков, и в данном направлении первой уже стала Швеция.