Смешение ролей в семье и на работе
Шутник. Клуша. Король. Бунтарь. Сплетник. Миротворец. Пижон. Любой, кто хоть раз становился частью культуры рабочего коллектива, наверняка может опознать кого-то из коллег по указанным характеристикам. Однако роль на работе и характер общения между коллегами могут увести значительно глубже, чем эти стереотипы, особенно если люди проводят на работе столько же времени, сколько и с родными, и когда коллектив поневоле становится отражением семьи.
Босс – он не только босс, как утверждают некоторые психологи, изучающие роли в рабочей среде; он может замещать в сознании у человека отсутствующего или нелюбимого отца. А непредсказуемый, легко возбудимый менеджер может играть роль матери. Коллеги же, конкурирующие в борьбе за внимание босса – соперничающие братья.
Служащие одной компании вдруг становятся служащими другой в результате слияния или поглощения? Они могут испытывать негодование к навязанному «отчиму», заявляют психологи, которые работают с компаниями во время таких процессов, направляя и упреждая эмоции.
Также существует «супруг по работе», коллега противоположного пола, с которым имеется психологическая близость, достигнутая совместным пребыванием в том же офисе недели напролет.
Учитывая стрессы и неуверенность, подстегиваемые экономическим кризисом, некоторые компании при помощи бизнес-психологов углубляются в изучение этих чувств и ролей, пытаясь измерить их эффект в то время, когда общая эмоциональная атмосфера в офисе находится на пике. Бизнес-психологи и тренеры также изучают влияние порядка рождения и других семейных ролей на общее поведение. «Работа – не что иное, как комплекс человеческих взаимоотношений», говорит Майкл Норрис, психолог из Лос-Анджелеса, который ежемесячно проводит обучение лидерству и индивидуальные занятия с высшим руководящим звеном. «У вас есть партнеры, которые равны вам, есть подчиненные, есть начальство», говорит Норрис. «Это родители и братья. Эти движущие силы присутствуют и на рабочем месте, только называются по-другому».
Например, говорит Лоренс Стибел, психолог из округа Бостона, специализирующийся на поведении в организациях, «кто-то , успешный в добывании ресурсов в семье, относится к корпоративным ценностям с чувством удовлетворения. Тот же, кому отказали в ресурсах, распределенных среди других, относится к корпоративу соответственно».
Применение индивидуального тестирования на рабочем месте с целью измерить «эмоциональный интеллект» служащих или, к примеру, узнать, как они поведут себя в конфликтной ситуации, стало все более и более распространено, говорит Бенджамин Датнер, психолог из Нью-Йорка и консультант по проблемам в рабочем коллективе, а также блогер ресурса Psychology Today. Тесты наподобие определения психотипа Майерса-Бригса, которые выявляют, как люди воспринимают мир и принимают решения, ежегодно проходят миллионы служащих, уверен Датнер.
Идея заключается в том, чтобы повысить эффективность коллектива путем обозначения у каждого из сослуживцев сильных и слабых сторон. Впрочем, прения о реальной эффективности таких тестов в настоящий момент открыты.
Существуют еще различные исследования психотипа личности, шутливые и более чем серьезные, с помощью которых пытаются определить роли, разыгрываемые сослуживцами на работе. В одном недавнем исследовании, проводимом T-Mobile (Великобритания) с целью выяснения особенностей взаимодействия служащих, психолог опросил последних и выявил 8 различных психотипов. Когда наступают трудные времена в экономике, человек с характеристикой «клуша», обладающий грудным голосом, способный утешать и сопереживать, способен поднять дух команды, сделал вывод психолог Хани Ланкастер-Джеймс. А «шутник» может решить, что острить в это суровое время уже просто неприлично. «Пижон», следующий психотип в исследовании под названием «Отчет по рабочей мотивации T-Mobile», описан как «откинувшийся в расслабленной позе на спинку стула», и это расслабленное отношение «означает, что он уже никак не воздействует на коллег, и это то поведение, за которое большинство коллег ему будет только благодарно».
Нью-йоркское брендинговое агентство TAG Creative, которым владеют три женщины, недавно изучало негативное влияние семейного опыта и порядка рождения на отношения в коллективе.
Прошлым летом, удвоив штат до 16 человек, партнеры наняли команду консультантов, включая Датнера, который кроме всего прочего является еще и профессором психологии в Нью-йоркском университете. Три управленца захотели определить распределение собственных ролей в связи с этим. «Иногда мне приходится говорить себе: она не твоя мать, она твой партнер», говорит директор по стратегии развития компании Эми Френкель (53 года) о двух своих коллегах.
Френкель и ее коллега Терри Ризер (58 лет), являются самыми старшими детьми, и для них серьезной мотивацией основать собственный бизнес в 2001 году явились… их собственные начальники. Подобно многим другим, они сказали, что знают цену себе и своему профессиональному опыту, а потому у них возникали трения с руководством.
Джина Делио 52-х лет, третий партнер и креативный директор компании – вторая из пяти детей. Старшие партнеры характеризуют ее как миротворца, что в принципе верно для средних детей.
Ризер, которую партнеры считают самой прямолинейной, частенько просят проводить трудные переговоры с клиентами или беседы с сотрудниками.
Датнер изучил это воздействие и теперь женщины имеют понятие о том, как порядок их рождения влияет на рабочие взаимоотношения. Он считает подобную практику весьма полезной в деле установления и регулирования климата в рабочей среде.
Первенцы, говорит он, опасаются потери статуса и положения, и поэтому во время массовых сокращений они волнуются больше других. Вторые дети обычно всегда более инициативны и открыты к переменам. Датнер также сказал, что вторые дети устраиваются на новом месте лучше, чем первые, когда компания посылает их на расширение нового офиса за границей, например.
Старшая из двух дочерей, Френкель заявила, что иногда ощущает конкуренцию с Делио, что напоминает о стремлении первенца привлечь внимание родителей. «Иногда я просто физически чувствую это», заявляет Эми. «И такие ощущения не всегда спровоцированы Джиной или Терри, либо тем, что они делают в настоящий момент; это напоминает мне о чем-то , произошедшем давно, еще в детстве», добавляет она.
Учитывая текущую рецессию финансового рынка, когда компании повсеместно урезают бюджеты, расходы на психологов наверняка понизят до минимума, считают некоторые специалисты. Но другие заявляют, что получают массу заказов на работу в компаниях в условиях кризиса, причем чаще заказчиками являются те, перед кем стоит неприятная перспектива сокращения штатов либо слияния с другой компанией.
Хитер Эмбер Эндерсон, консультант по управлению из города Стоу, штат Вермонт, который по долгу службы регулярно общается с большими группами руководителей маленьких или средней величины компаний, в течение нескольких прошедших месяцев объясняла клиентам, что именно сейчас как никогда важно исследовать их собственные роли и роли сотрудников в коллективе. «Наша работа востребована потому, что именно сейчас необходимо установить, кто является неформальным лидером коллектива», говорит она.
Для управляющих агентством TAG женщин «за 50», подчиненным которых чаще за 20, за 30 и за 40, необходимость сокращать штат напоминает трагическую в реальной жизни процедуру избавления от своих детей. «В поисках путей выживания мы вынуждены следовать тенденции рынка, и сокращение штата действительно болезненно и для нас», говорит Ризер, вспоминая, что один из новичков, работавший на агентство, сказал ей «мама». «Эти люди зависят от нас, причем зависимость эта определяется возможностью найти средства к существованию».
Один уже старый служащий компании, Мэтью Элдрич, младший из трех братьев, постоянно чувствует опеку руководителей, которых он называет «леди». «Они приглядывают за мной, как за сыном», говорит он, добавляя, что иногда чувствует себя избалованным, что напоминает ему жизнь в семье. 12.12.2008 |