В МАИ разрабатывается система контроля пилотов для безопасности полетов

Современные самолёты оснащены электроникой и могут летать в автоматическом режиме и самостоятельно заходить на посадку. Но даже самая надёжная авиационная система может потерпеть крушение из-за действий пилота.

Один из самых громких случаев — катастрофа Airbus А320-211 под Динь-ле-Беном в 2015 году, когда погибли 150 человек. Тогда второй пилот заблокировал кабину и направил самолёт на снижение в Альпах.

Благодаря развитию IT-технологий, появились системы объективного контроля пилотов самолёта.

В МАИ разрабатывают одну из таких систем. Она состоит из камер и датчиков, которые отслеживают действия пилота: куда он смотрит, как двигается, о чём говорит. Это позволяет определить, насколько адекватны его действия и состояние.

Пилоты должны строго следовать регламенту: в определённый момент времени совершать конкретные действия и проверять параметры по приборам. Это позволяет понять, куда и на какой прибор смотрит пилот, насколько внимательно он следит за ситуацией. Благодаря этому можно оценить, правильно ли пилот действует, проверяет ли необходимые параметры, сосредоточен ли он на задаче.

Чтобы создать такую систему, мы должны были тщательно изучить алгоритм действий пилотов во время полёта и особенности восприятия информации человеком, — рассказывает разработчик системы Глеб Боярский.

Например, известно, что человек воспринимает информацию с разным качеством в зависимости от области зрения:

  • область ясного видения — 1,5–3°;
  • область нормального видения — 12–15°;
  • область периферийного зрения — более 35°.

Также человек по-разному воспринимает цвета в разных областях зрения. Например, белый цвет мы видим во всём диапазоне углов зрения, синий — до 70°, красный — до 50°, а зелёный — до 30°.

Поэтому при оценке деятельности пилота учитываются физиологические особенности восприятия человека, — отмечает Боярский.

Если пилот ведёт себя неадекватно, самолёт переходит в режим безопасного полёта. Самолёт либо возвращается на землю, либо переходит в безопасный режим, чтобы не создавать угрозы для других воздушных судов и объектов на земле.

Система работает с двумя членами экипажа. Сейчас ведётся работа по сбору данных и привязке траектории движения и оценки взгляда пилота к правильному алгоритму действий. Система построена на принципах неинвазивности, чтобы не увеличивать стресс у пилотов во время полёта.

Хотя мы разрабатывали систему объективного контроля для создания пассажирского самолёта с одним пилотом, она может быть полезна в разных областях. Например, её можно установить на грузовиках дальнобойщиков, где часто остаётся один водитель. Часть нашей технологии уже используется в системах контроля водителей. Мы готовы расширять применение системы при заинтересованности заказчиков, — заключает разработчик.

21.10.2024


Подписаться в Telegram



Транспорт

В НовГУ придумали, как сканировать дефекты дорожного полотна
В НовГУ придумали, как сканировать дефекты дорожного полотна

В лаборатории беспилотных систем и цифров...

Ростех поставил новые вертолеты Ми-8МТВ-1 в российские регионы
Ростех поставил новые вертолеты Ми-8МТВ-1 в российские регионы

Холдинг Вертолеты России передал Государственн...

Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле
Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле

К 2025 году на дорогах появятся миллионы ...

На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда
На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда

В Южно-Сахалинске стартовал Дальневосточный эн...

Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог
Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог

Сотрудники отдела радиофотоники МФТИ создали т...

ChatGPT поможет автономным автомобилям лучше понимать пассажиров
ChatGPT поможет автономным автомобилям лучше понимать пассажиров

Инженеры Университета Пурдю разработали систем...

В ПИШ КАИ повышают эффективность управления дорожным движением
В ПИШ КАИ повышают эффективность управления дорожным движением

Программный комплекс, разработанный молодыми у...

В Московском Политехе предложили новые подходы к стабилизации дронов
В Московском Политехе предложили новые подходы к стабилизации дронов

Магистрант Московского Политеха Владимир Карап...

В МЭИ создали силовую электронику для БПЛА С-76
В МЭИ создали силовую электронику для БПЛА С-76

Учёные разработали компоненты гибридной силово...

В МАИ назвали 6 ключевых трендов развития отечественной авиации
В МАИ назвали 6 ключевых трендов развития отечественной авиации

Будущее авиастроения определяют шесть ключевых...

Environmental Research Letters: Частные самолеты не менее опасны для климата
Environmental Research Letters: Частные самолеты не менее опасны для климата

Современные коммерческие самолёты выбрасывают ...

Научная разработка аспирантки из Военмеха оптимизирует полеты
Научная разработка аспирантки из Военмеха оптимизирует полеты

Проект учитывает особенности потока, такие как...

Transportation Research: Выбросы абразива от поездов вызывают беспокойство
Transportation Research: Выбросы абразива от поездов вызывают беспокойство

Вредное воздействие транспорта на окружаю...

«Вертолеты России» обучают молодых инженеров создавать беспилотники
«Вертолеты России» обучают молодых инженеров создавать беспилотники

Холдинг Вертолёты России активно участвует в&n...

Поиск на сайте

Знатоки клуба инноваций


ТОП - Новости мира, инновации

IC&HE: Больничный пол послужит барометром заболеваемости коронавирусом
IC&HE: Больничный пол послужит барометром заболеваемости коронавирусом
Ecology: Из-за потепления белые медведи и ездовые собаки травмируют лапы
Ecology: Из-за потепления белые медведи и ездовые собаки травмируют лапы
НАСА представило прототип телескопа для обсерватории гравитационных волн
НАСА представило прототип телескопа для обсерватории гравитационных волн
International Journal of Research in Marketing: На политике можно делать выручку
International Journal of Research in Marketing: На политике можно делать выручку
В УрФУ разработали технологию 3D-печати из жаропрочных титановых сплавов
В УрФУ разработали технологию 3D-печати из жаропрочных титановых сплавов
Археологи СФУ обнаружили уникальную скульптуру в Красноярском крае
Археологи СФУ обнаружили уникальную скульптуру в Красноярском крае
Nature Chemical Biology: Созданы молекулы, нацеленные на белки, вызывающие рак
Nature Chemical Biology: Созданы молекулы, нацеленные на белки, вызывающие рак
NatComm: Выяснилось, как транскрипция генов управляет движением в геноме
NatComm: Выяснилось, как транскрипция генов управляет движением в геноме
Челябинский химик участвовал в создании нового люминофора для диагностики рака
Челябинский химик участвовал в создании нового люминофора для диагностики рака
Палеонтологи СПбГУ обнаружили родичей европейского дракона-ольма в Казахстане
Палеонтологи СПбГУ обнаружили родичей европейского дракона-ольма в Казахстане
Колоноскопия с ИИ повышает выявляемость полипов и аденом при плановом скрининге
Колоноскопия с ИИ повышает выявляемость полипов и аденом при плановом скрининге
Бегающие от тяжелой работы зумеры полюбили бескорыстный труд в монастырях
Бегающие от тяжелой работы зумеры полюбили бескорыстный труд в монастырях
Ученые ЮУрГУ предложили уникальную технологию повышения надежности сварки
Ученые ЮУрГУ предложили уникальную технологию повышения надежности сварки
Университет Уппсалы: Потепление климата разрушает фотосинтез
Университет Уппсалы: Потепление климата разрушает фотосинтез
JPSP: Ученые рассказали, как побороть боязнь упустить что-то важное
JPSP: Ученые рассказали, как побороть боязнь упустить что-то важное

Новости компаний, релизы

Правительство Республики Казахстан пригласило МИФИ войти в совет по стратегическому партнерству в науке и образовании
Пять полезных функций смартфона, про которые редко вспоминают
ХимБиоПлюс — шанс для школьников всей России
Как человек проживает смерть родных
СПбГУ в топ-5 лучших университетов стран БРИКС по версии Ассоциации составителей рейтингов