International Journal of Hydrogen Energy: К 2045 году будем летать на водороде

Летать на водороде — значит расширять возможности путешествий без использования ископаемых видов топлива. Технологии для этого активно развиваются.

Исследования Технологического университета Чалмерса (Швеция) показывают, что к 2045 году почти все авиаперевозки в радиусе 1200 км можно будет совершать на самолётах, работающих на водороде. А благодаря новому теплообменнику диапазон перелетов может стать ещё больше.

Коммерциализация водородных полетов может произойти очень быстро. Уже в 2028 году в Швеции могут состояться первые коммерческие водородные полеты, — говорит Томас Грёнштедт, профессор Технологического университета Чалмерса и директор центра компетенции TechForH2 при Чалмерсе.

В аэродинамических трубах Чалмерса можно увидеть некоторые технологические достижения. Здесь разрабатывают более энергоэффективные двигатели для большегрузных автомобилей, которые в перспективе будут работать на водороде.

Будущее водородной авиации малой дальности для Северной Европы

Самолёты, работающие на водороде, смогут выполнять полёты на малые и средние расстояния.

Исследование Чалмерса показало, что к 2045 году водородные рейсы могут покрыть 97% внутрискандинавских маршрутов и 58% скандинавского пассажиропотока.

Учёные предположили, что максимальная дальность полёта составит 750 миль. Для этого будет использоваться существующая модель самолёта, адаптированная для водородного топлива.

Также был представлен новый топливный бак, который вмещает достаточно изолированного сверххолодного жидкого водорода и легче современных топливных баков на ископаемом топливе.

Новые теплообменники для повышения расхода топлива

Теплообменники играют важную роль в водородной авиации и являются важным технологическим достижением. Чтобы водород в топливной системе был легче, его хранят в жидком виде при температуре около -250 °C. Теплообменники необходимы для передачи тепла между переохлаждённым водородом и двигателем, что позволяет охлаждать двигатели и делать их работу эффективнее за счёт отвода тепла от горячих выхлопов реактивных двигателей.

Исследователи из Чалмерса разрабатывают новый тип теплообменника. Технология использует низкую температуру хранения водорода для охлаждения деталей двигателя, а отработанное тепло выхлопных газов — для предварительного нагрева топлива перед впрыском в камеру сгорания.

Каждый градус повышения температуры снижает расход топлива и увеличивает запас хода. Мы смогли показать, что самолеты малой и средней дальности, оснащенные новым теплообменником, могут снизить расход топлива почти на восемь процентов. Учитывая, что авиационный двигатель — это зрелая и хорошо отработанная технология, это очень хороший результат для одного компонента, — говорит Карлос Ксисто, доцент кафедры механики жидкостей Чалмерса и один из авторов исследования.

Исследователи также отмечают, что при дальнейшей оптимизации подобная технология теплообменника в обычном коммерческом самолете Airbus A320 может обеспечить увеличение дальности полета до десяти процентов, что эквивалентно расстоянию по маршруту Гетеборг-Берлин (около 450 миль).

Швеция обещает большие инвестиции, несмотря на трудности

Правительства, университеты и частные компании работают над созданием водородной авиации.

В Швеции есть инновационный кластер Swedish Hydrogen Development Centre (SHDC), который объединяет ключевых игроков отрасли и экспертов из научных кругов. На недавнем семинаре SHDC исследователи из Чалмерса представили свои работы. Несколько коммерческих компаний заявили о крупных инвестициях в водородные полёты в ближайшие годы.

Технология хорошо развита, но есть проблемы с большими необходимыми инвестициями, а также развитием инфраструктуры, бизнес-моделей и партнёрских отношений для производства, транспортировки и хранения водорода. Ожидается, что для полного перехода потребуется около 100 миллионов тонн зелёного водорода в год.

По прогнозам специалистов, к 2050 году 30-40 процентов мировой авиации будет работать на водороде. Вполне вероятно, что в течение нескольких лет нам потребуется сочетание самолетов, работающих на электричестве, менее вредном для окружающей среды электронном реактивном топливе и водороде. Но каждый самолет, который может работать на водороде, получаемом из возобновляемых источников энергии, сокращает выбросы углекислого газа, — заключает Томас Грёнштедт.

11.07.2024

Транспорт

Sensors: Радары спасают китов от столкновений с лодками
Sensors: Радары спасают китов от столкновений с лодками

Ученые из ProtectedSeas выяснили, что&nbs...

Тонкие места подземки: ученые нашли слабые звенья в работе метро
Тонкие места подземки: ученые нашли слабые звенья в работе метро

Группа ученых изучила, как разные схемы р...

Как устроена игра «Командиры бездорожья» — реалистичные гонки по России
Как устроена игра «Командиры бездорожья» — реалистичные гонки по России

Компания Фоксхаунд анонсировала новую многопол...

Ломать — не строить: как ученые продлевают жизнь мостам
Ломать — не строить: как ученые продлевают жизнь мостам

Мосты в современных городах выдерживают о...

Тишина в небе: как ученые КАИ борются с вибрациями у вертолетов
Тишина в небе: как ученые КАИ борются с вибрациями у вертолетов

Ляйсан Гарипова, заведующая учебной лаборатори...

Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет
Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет

Ученые из Пензенского государственного ун...

Ученые КНИТУ-КАИ решили проблему углеродистого налета в двигателях
Ученые КНИТУ-КАИ решили проблему углеродистого налета в двигателях

Ученые Казанского авиационного института, КНИТ...

20 км, 4 кг и никаких помех: на что способен дрон «Воган»
20 км, 4 кг и никаких помех: на что способен дрон «Воган»

Компания Авангард, резидент Технопарка высоких...

Дроны в деле: как нижегородские школьники покоряют небо
Дроны в деле: как нижегородские школьники покоряют небо

В Нижнем Новгороде на базе НГТУ им. Р.Е. ...

Дроны в лесу: как на Сахалине берегут природу
Дроны в лесу: как на Сахалине берегут природу

Сотрудники лесного и охотничьего хозяйств...

Беспилотники на вечной мерзлоте: на Ямале открыт уникальный центр
Беспилотники на вечной мерзлоте: на Ямале открыт уникальный центр

В столице Ямала открыли Арктический испытатель...

Дроны в деле: кто лидирует в технологиях и почему Россия набирает обороты
Дроны в деле: кто лидирует в технологиях и почему Россия набирает обороты

Межотраслевой центр трансфера технологий росси...

Пробирки в небе: состоялся первый полет дрона с медицинскими грузами
Пробирки в небе: состоялся первый полет дрона с медицинскими грузами

В Нижегородской области впервые использовали д...

Без капитана, но с комфортом: в Нижнем Новгороде строят судно без экипажа
Без капитана, но с комфортом: в Нижнем Новгороде строят судно без экипажа

Судостроительное предприятие Чкаловская судове...

Томск беспилотный: в городе открыт уникальный центр беспилотников
Томск беспилотный: в городе открыт уникальный центр беспилотников

Сегодня, 13 февраля, полномочный представитель...

Казанские ученые разработали систему для групповой работы дронов
Казанские ученые разработали систему для групповой работы дронов

Исследователи из Казани разработали алгор...

Поиск на сайте

Знатоки клуба инноваций


ТОП - Новости мира, инновации

Когда руки говорят быстрее слов: как мозг читает жесты
Когда руки говорят быстрее слов: как мозг читает жесты
Подростки, которые спят дольше, имеют лучшую память
Подростки, которые спят дольше, имеют лучшую память
Как солнечные панели и сельское хозяйство могут работать вместе
Как солнечные панели и сельское хозяйство могут работать вместе
Шьем объем: как с помощью швейной машинки создают мебель
Шьем объем: как с помощью швейной машинки создают мебель
Последние дни далекого мира: астрономы увидели, как планета превращается в пыль
Последние дни далекого мира: астрономы увидели, как планета превращается в пыль
Собака: друг, ребенок или подчиненный? Что наука знает о настоящей роли питомцев
Собака: друг, ребенок или подчиненный? Что наука знает о настоящей роли питомцев
Новый метод предсказывает стабильность кристаллических форм
Новый метод предсказывает стабильность кристаллических форм
Почти у половины онкобольных после химиотерапии страдает сердце
Почти у половины онкобольных после химиотерапии страдает сердце
Слепые пятна науки: почему мы теряем насекомых быстрее, чем это осознаем
Слепые пятна науки: почему мы теряем насекомых быстрее, чем это осознаем
«Нет» — самое экологичное слово: как одноразовый пластик душит планету
«Нет» — самое экологичное слово: как одноразовый пластик душит планету
Ученые улучшили катализатор для добычи водорода
Ученые улучшили катализатор для добычи водорода
Доказано: фастфуд вредит не только фигуре, но и мозгу
Доказано: фастфуд вредит не только фигуре, но и мозгу
Двухколесный мозг: студенты МИФИ за три дня собрали робота с нуля
Двухколесный мозг: студенты МИФИ за три дня собрали робота с нуля
Сердце на грани: как предсказать опасность после инфаркта
Сердце на грани: как предсказать опасность после инфаркта
Psychedelics: Одна доза психоделика улучшает работу мозга на недели
Psychedelics: Одна доза психоделика улучшает работу мозга на недели

Новости компаний, релизы

«Точки роста» в действии: как школы Симферопольского района перестали быть скучными
Крипта для людей: почему сложные сервисы теряют пользователей
Не успеешь моргнуть — WhisperX уже расшифровал: тест скорости от Ainergy
«Очпочдрон» взял первенство: как казанцы обошли всех на «Кибердроме»
Оперировать в VR: студенты придумали симулятор для хирургов