В Пензе разработали бионический подводный дрон

Новый подводный аппарат разработали в Пензенском государственном университете. Он будет использоваться в океанологических исследованиях, поисково-спасательных работах и военной сфере. 

Разработка более маневренная, скрытная и бесшумная, чем аналоги.

Интерес к подводной робототехнике растет во всем мире. Эта сфера охватывает исследования морской фауны и флоры, геологических образований, а также ремонт подводных нефтяных и газовых скважин, военную разведку и многое другое.

Есть два вида подводных аппаратов: неавтономные (привязанные) и автономные. Неавтономные прикреплены к судну и получают энергию через проводной канал. Автономными аппаратами можно управлять с помощью телеуправления, так как у них аккумулятор встроен в сам аппарат. Каждая модель используется для определенных целей.

Безэкипажные подводные аппараты бионического типа — оптимальное, безопасное и экономичное средство для исследования рельефа дна. Им отдают предпочтение перед классическими аппаратами: торпедообразными, цилиндрическими и сигарообразными.

По словам разработчика Ильи Урваева, такие аппараты имеют гибкую конструкцию и форму, похожую на рыб. Они бесшумны, маневренны и не тревожат обитателей морского дна, так как не поднимают ил со дна и внешне похожи на подводных жителей.

В Пензенском госуниверситете создали 3D-модель и собрали макетный образец безэкипажного подводного аппарата бионического типа. Его длина — 0,5 метра, диаметр — 20 см.

Конструкция аппарата основана на механике движения рыб. Передвигаться в воде ему помогает рыбий хвост. Особенность разработки пензенских ученых в том, что в механизм работы хвоста заложены две техники плавания морских обитателей: тунца и дельфина.

Тунцы могут преодолевать большие расстояния благодаря мощному хвосту, который позволяет им плавать на высоких скоростях и быстро маневрировать. Хвост дельфина расположен горизонтально, имеет мощную мускулатуру и позволяет плавно передвигаться, обходя препятствия.

Благодаря объединению техник плавания морских обитателей, подводный аппарат бионического типа от ПГУ может менять направление движения. Он способен переключаться между разными видами плавания для выполнения различных задач.

Илья Урваев пояснил:

Подвижная платформа ориентирует хвостовой плавник в зависимости от нужного движения. Режим плавания как у тунца подойдет для быстрого преодоления участка, а положение хвостовой части как у дельфина — для маневров под водой.

Разработка похожа на бионическую рыбу-робота. В носовой части находятся видеокамера и гидролокатор, которые помогают аппарату ориентироваться в пространстве.

В средней части расположены основные электронные компоненты и брюшные плавники. Они позволяют аппарату накреняться и менять глубину погружения. Здесь же находится система управления — «мозги» аппарата. Она состоит из блока управления и сбора данных, блока навигации и блока контроля хвостового движителя (хвостовой плавник). Также в этой части расположена флеш-память для хранения собранной информации об исследуемом объекте, которая после передается оператору.

Хвостовой плавник имеет форму клиновидно-конусного тела с упругой армированной пластиной. Он шарнирно соединен со штоком линейного актуатора.

Решение использовать линейные актуаторы (специальные устройства для линейного перемещения) позволило менять направление движения хвостовой части. Хвост будет приводиться в движение тремя актуаторами: два из них перемещают хвост в стороны, а третий не дает ему изменить положение по вертикали. Таким образом, хвост выполняет роль руля, пояснил Илья Урваев.

Хвостовой движитель крепится к аппарату с помощью штанги, что обеспечивает его правильную ориентацию в пространстве. Поверхность движителя обтекаемая и покрыта силиконом для защиты от влаги.

Ученые исследовали гидродинамическую модель аппарата, чтобы понять, как он будет вести себя под водой.

Разработчик рассказал, что реальный образец будет 1,5 метра в длину и 30 см в диаметре, а вес рыбы-робота составит около 20 кг.

Исследователи предлагают сделать каркас из алюминиевого сплава, а внешнюю оболочку — из пластика. Это даст безэкипажному подводному аппарату преимущество перед известными громоздкими образцами весом в несколько сотен килограммов. Управлять «железной рыбой» будет оператор с помощью дистанционного пульта.

По словам Ильи Урваева, разработанный подводный аппарат может применяться в военной сфере для проведения разведывательных операций, а также для гидрометеорологических и океанологических исследований, поисково-спасательных работ под водой.

Сейчас научная группа увеличивает дальность работы подводного аппарата. Пока управлять им можно в радиусе 100 метров, не прерываясь в течение двух часов. Дальность планируется увеличить до нескольких десятков километров.

24.10.2024


Подписаться в Telegram



Транспорт

В Пензе разработали бионический подводный дрон
В Пензе разработали бионический подводный дрон

Новый подводный аппарат разработали в Пен...

В ОЭЗ «Алабуга» для перевозки грузов запустили роботы-грузовики
В ОЭЗ «Алабуга» для перевозки грузов запустили роботы-грузовики

6 автономных грузовых электрокаров Evocargo N1...

В НовГУ придумали, как сканировать дефекты дорожного полотна
В НовГУ придумали, как сканировать дефекты дорожного полотна

В лаборатории беспилотных систем и цифров...

Ростех поставил новые вертолеты Ми-8МТВ-1 в российские регионы
Ростех поставил новые вертолеты Ми-8МТВ-1 в российские регионы

Холдинг Вертолеты России передал Государственн...

Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле
Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле

К 2025 году на дорогах появятся миллионы ...

На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда
На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда

В Южно-Сахалинске стартовал Дальневосточный эн...

Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог
Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог

Сотрудники отдела радиофотоники МФТИ создали т...

ChatGPT поможет автономным автомобилям лучше понимать пассажиров
ChatGPT поможет автономным автомобилям лучше понимать пассажиров

Инженеры Университета Пурдю разработали систем...

В ПИШ КАИ повышают эффективность управления дорожным движением
В ПИШ КАИ повышают эффективность управления дорожным движением

Программный комплекс, разработанный молодыми у...

В Московском Политехе предложили новые подходы к стабилизации дронов
В Московском Политехе предложили новые подходы к стабилизации дронов

Магистрант Московского Политеха Владимир Карап...

В МЭИ создали силовую электронику для БПЛА С-76
В МЭИ создали силовую электронику для БПЛА С-76

Учёные разработали компоненты гибридной силово...

В МАИ назвали 6 ключевых трендов развития отечественной авиации
В МАИ назвали 6 ключевых трендов развития отечественной авиации

Будущее авиастроения определяют шесть ключевых...

Environmental Research Letters: Частные самолеты не менее опасны для климата
Environmental Research Letters: Частные самолеты не менее опасны для климата

Современные коммерческие самолёты выбрасывают ...

Научная разработка аспирантки из Военмеха оптимизирует полеты
Научная разработка аспирантки из Военмеха оптимизирует полеты

Проект учитывает особенности потока, такие как...

Transportation Research: Выбросы абразива от поездов вызывают беспокойство
Transportation Research: Выбросы абразива от поездов вызывают беспокойство

Вредное воздействие транспорта на окружаю...

Поиск на сайте

Знатоки клуба инноваций


ТОП - Новости мира, инновации

The American Journal of Human Genetics: Бесплодие может быть вызвано мутацией
The American Journal of Human Genetics: Бесплодие может быть вызвано мутацией
Surfaces and Interfaces: Куркума и серебро на мембранах стерилизуют вирусы
Surfaces and Interfaces: Куркума и серебро на мембранах стерилизуют вирусы
1 укол вместо 15: в Челябинске предложили революционный метод лечения рака
1 укол вместо 15: в Челябинске предложили революционный метод лечения рака
Ученые из Новосибирска установили возраст шерсти детеныша саблезубой кошки
Ученые из Новосибирска установили возраст шерсти детеныша саблезубой кошки
Исследована двойная роль клеточного регулятора CED-9 в апоптозе
Исследована двойная роль клеточного регулятора CED-9 в апоптозе
Frontiers in Physiology: Космонавты обычно немного «тормозят» из-за стресса
Frontiers in Physiology: Космонавты обычно немного «тормозят» из-за стресса
PRL: Физики объяснили, как работает дробный заряд в пентаслойном графене
PRL: Физики объяснили, как работает дробный заряд в пентаслойном графене
Челябинские ученые создали систему управления объектами электроэнергетики
Челябинские ученые создали систему управления объектами электроэнергетики
PF: Семена чампати помогут физикам лучше понять оползни и каменные лавины
PF: Семена чампати помогут физикам лучше понять оползни и каменные лавины
В Московском Политехе создали алгоритм для прогнозирования пешеходного трафика
В Московском Политехе создали алгоритм для прогнозирования пешеходного трафика
NF: Выравнивание спина для термоядерного топлива удешевит ядерную энергию
NF: Выравнивание спина для термоядерного топлива удешевит ядерную энергию
JACS: Открыт новый тип наночастиц гидрида палладия, которые запирают водород
JACS: Открыт новый тип наночастиц гидрида палладия, которые запирают водород
Ученые СПбГУ и Сколтеха открыли секрет появления цыпленка
Ученые СПбГУ и Сколтеха открыли секрет появления цыпленка
Ученые Пермского Политеха разработали новый способ печати стентов
Ученые Пермского Политеха разработали новый способ печати стентов
Science: Новая мембрана отделяет воду от нефти с 99,9% эффективностью
Science: Новая мембрана отделяет воду от нефти с 99,9% эффективностью

Новости компаний, релизы

3D-печать: от самых смелых концепций до твердой реальности
КНИТУ вошёл в тройку лидеров по количеству перспективных российских стартапов
В ПсковГУ состоялось открытие научно-образовательной лаборатории «Когнитивное развитие в образовании»
Квантовая неделя в Санкт-Петербурге пройдет на площадке СПбГУ
На старт! Внимание! MITEX!