![]() |
Тейлситтер — это самолет, который взлетает и садится вертикально — хвостом на посадочную площадку, а в полете наклоняется горизонтально. Более быстрые и эффективные, чем квадрокоптеры, эти универсальные летательные аппараты могут летать на большие расстояния, как самолет, но при этом зависать, как вертолет, что делает их удобными для решения таких задач, как поиск и спасение людей или доставка посылок. Исследователи Массачусетского технологического института разработали новые алгоритмы планирования траектории и управления тейлситтером, использующие преимущества маневренности и универсальности этого типа летательных аппаратов. Алгоритмы позволяют выполнять сложные маневры, такие как полет в боковом или перевернутом положении, и настолько эффективны в вычислительном отношении, что позволяют планировать сложные траектории в режиме реального времени. Как правило, другие методы либо упрощают динамику системы в алгоритме планирования траектории, либо используют две различные модели: одну для вертолетного режима, другую для самолетного. Ни один из этих подходов не позволяет планировать и выполнять траектории, столь агрессивные, как те, которые продемонстрировала команда Массачусетского технологического института.
Тал и его коллеги использовали свои алгоритмы генерации траекторий и управления для демонстрации тейлситтеров, выполняющих сложные маневры, такие как петли, крены и повороты с подъемом, и даже продемонстрировали гонку беспилотников, в которой три тейлситтера пронеслись через воздушные ворота и выполнили несколько синхронизированных акробатических маневров. Потенциально эти алгоритмы могут позволить тейлситтерам автономно выполнять сложные движения в динамичной среде, например, влетать в обрушившееся здание и избегать препятствий во время быстрого поиска выживших. Вместе с Талем над статьей работали Гилхьюн Рю, аспирант кафедры электротехники и вычислительной техники (EECS), и старший автор Сертак Караман, доцент кафедры аэронавтики и астронавтики и директор LIDS. Результаты исследования опубликованы в журнале IEEE Transactions on Robotics. Решение проблемы траекторий тейлситтеровПроект тейлситтера был изобретен Николаем Теслой в 1928 году, но никто не пытался всерьез построить его почти 20 лет после получения патента. Даже сегодня из-за сложности движения тейлситтера в исследованиях и коммерческих приложениях основное внимание уделяется более простым в управлении летательным аппаратам, например дронам-квадрокоптерам. Существующие алгоритмы генерации траекторий и управления тейлситтерами в основном ориентированы на спокойные траектории и медленные переходы, а не на быстрые и акробатические маневры, которые способны совершать эти летательные аппараты. Учитывая столь сложные условия полета, Тал и его соавторы поняли, что для достижения максимальной производительности этих уникальных летательных аппаратов необходимо разработать алгоритмы планирования траекторий и управления, специально предназначенные для маневренных траекторий с быстро меняющимися ускорениями. Для этого они использовали модель глобальной динамики, то есть модель, применимую ко всем условиям полета — от вертикального взлета до полета вперед и даже вбок. Далее для обеспечения эффективности модели использовалось техническое свойство, известное как дифференциальная плоскостность. При построении траектории ключевым этапом является обеспечение реальной возможности полета самолета по запланированной траектории — возможно, он имеет минимальный радиус разворота, который делает невозможным прохождение особенно крутого поворота. Поскольку тейлситтеры представляют собой сложные системы с закрылками и роторами и демонстрируют столь сложные движения в воздухе, для определения целесообразности траектории обычно требуется множество расчетов, что затрудняет работу традиционных алгоритмов планирования. Используя дифференциальную плоскостность, исследователи из Массачусетского технологического института могут с помощью математической функции быстро проверить, является ли траектория выполнимой. Их подход позволяет избежать многих сложных моментов динамики системы и спланировать траекторию движения тейлситтера в виде математической кривой в пространстве. Затем алгоритм использует дифференциальную плоскостность для быстрой проверки осуществимости этой траектории.
Эти траектории могут быть очень сложными, быстро переходящими от вертикального к горизонтальному полету и включающими в себя маневры в сторону и перевертывание, поскольку исследователи разработали свой алгоритм таким образом, чтобы он равномерно учитывал все эти разнообразные условия полета.
Авиашоу тейлситтеровОни испытали свой метод на практике, спланировав и выполнив ряд сложных траекторий для тейлситтеров в крытом летном поле Массачусетского технологического института. В одном из тестов тейлситтер демонстрирует выполнение скоростного разворота, при котором самолет поворачивает влево, затем быстро ускоряется и снова поворачивает вправо. Также было продемонстрировано «авиашоу», в ходе которого три синхронизированных тейлситтера выполняли петли, резкие повороты и беспрепятственно пролетали через воздушные ворота. По словам Таля, эти маневры было бы невозможно спланировать в реальном времени, если бы в их модели не использовалась дифференциальная плоскостность.
Следующим шагом исследователей из Массачусетского технологического института является расширение алгоритма, чтобы его можно было эффективно использовать для полностью автономного полета на открытом воздухе, где ветер и другие условия окружающей среды могут существенно повлиять на динамику самолета. 23.08.2023 |
Транспорт
![]() | |
Секрет прочности: ученые пересобрали датчики для ракет | |
Ученые из Пензенского государственного ун... |
![]() | |
Ученые КНИТУ-КАИ решили проблему углеродистого налета в двигателях | |
Ученые Казанского авиационного института, КНИТ... |
![]() | |
От 3D-печати до массового производства: как создают дроны в Нижнем Новгороде | |
В Нижнем Новгороде планируют создать два ... |
![]() | |
Цифровой двойник: как виртуальная копия меняет дорожное строительство | |
Недавно ученые из Университета Тунцзи и&n... |
![]() | |
Композиты для неба и земли: Новосибирск стал центром композитных инноваций | |
В Новосибирской области на территории стр... |
![]() | |
20 км, 4 кг и никаких помех: на что способен дрон «Воган» | |
Компания Авангард, резидент Технопарка высоких... |
![]() | |
Школьники Хандыги научатся управлять дронами благодаря открытию кабинета БПЛА | |
В поселке Хандыга, Якутия, в Центре детск... |
![]() | |
Дроны в деле: как нижегородские школьники покоряют небо | |
В Нижнем Новгороде на базе НГТУ им. Р.Е. ... |
![]() | |
Рязань станет центром беспилотных технологий: на прорыв выделили 2,6 млрд рублей | |
Комиссия Федерального Собрания РФ одобрил... |
![]() | |
Дроны в лесу: как на Сахалине берегут природу | |
Сотрудники лесного и охотничьего хозяйств... |
![]() | |
Дон станет глубже: как идет строительство Багаевского гидроузла | |
Генеральный директор ФКУ Ространсмо... |
![]() | |
Беспилотники на вечной мерзлоте: на Ямале открыт уникальный центр | |
В столице Ямала открыли Арктический испытатель... |
![]() | |
Дроны в деле: кто лидирует в технологиях и почему Россия набирает обороты | |
Межотраслевой центр трансфера технологий росси... |
![]() | |
Пробирки в небе: состоялся первый полет дрона с медицинскими грузами | |
В Нижегородской области впервые использовали д... |
![]() | |
Без капитана, но с комфортом: в Нижнем Новгороде строят судно без экипажа | |
Судостроительное предприятие Чкаловская судове... |
![]() | |
Томск беспилотный: в городе открыт уникальный центр беспилотников | |
Сегодня, 13 февраля, полномочный представитель... |
![]() | |
Казанские ученые разработали систему для групповой работы дронов | |
Исследователи из Казани разработали алгор... |
![]() | |
Дроны против паводков: Башкортостан поборется с весенними наводнениями | |
В Башкортостане для наблюдения за па... |
![]() | |
ИИ ускоряет разработку силовых агрегатов электромобилей | |
Эволюция электромобиле, или EV, в зн... |
![]() | |
Проект Overleaf способствует развитию водородных хранилищ для устойчивой авиации | |
Авиационная отрасль находится на критичес... |
![]() | |
Новая система расширяет возможности беспилотных автомобилей | |
Беспилотные автомобили больше не далекая ... |
![]() | |
Трамп отменяет мандат Байдена на электромобили, меняя политику в отношении EV | |
В понедельник президент США Дональд Трамп... |
![]() | |
9 из 10 новых автомобилей в Норвегии — полностью электрические | |
Норвегия стоит на пороге того, чтобы стат... |
![]() | |
Как будут проверять на выбросы мопеды, мотоциклы, трициклы и квадроциклы | |
Скандал с выбросами вредных веществ в&nbs... |
![]() | |
Ученые предложили использовать переработанный алюминий для постройки судов | |
Переработанный алюминиевый сплав Speira предла... |
![]() | |
Ученые Пермского Политеха создали новую обшивку для компонента авиадвигателей | |
В авиационно-космической отрасли активно испол... |
![]() | |
Вертолеты-«косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км | |
Два вертолета Ми-8МТВ-1 перелетели из Каз... |
![]() | |
В МАИ разрабатывают электродвигатели для грузовых беспилотников и аэротакси | |
Специалисты из ПИШ в Московском... |
![]() | |
Шпалы из переработанного пластика сделают железные дороги еще более экологичными | |
Железные дороги, самый экологичный вид тр... |
![]() | |
NE: Батареи для электромобилей могут прослужить на 40% дольше, чем ожидалось | |
Аккумуляторы электромобилей, подвергающихся об... |