![]() |
Тейлситтер — это самолет, который взлетает и садится вертикально — хвостом на посадочную площадку, а в полете наклоняется горизонтально. Более быстрые и эффективные, чем квадрокоптеры, эти универсальные летательные аппараты могут летать на большие расстояния, как самолет, но при этом зависать, как вертолет, что делает их удобными для решения таких задач, как поиск и спасение людей или доставка посылок. Исследователи Массачусетского технологического института разработали новые алгоритмы планирования траектории и управления тейлситтером, использующие преимущества маневренности и универсальности этого типа летательных аппаратов. Алгоритмы позволяют выполнять сложные маневры, такие как полет в боковом или перевернутом положении, и настолько эффективны в вычислительном отношении, что позволяют планировать сложные траектории в режиме реального времени. Как правило, другие методы либо упрощают динамику системы в алгоритме планирования траектории, либо используют две различные модели: одну для вертолетного режима, другую для самолетного. Ни один из этих подходов не позволяет планировать и выполнять траектории, столь агрессивные, как те, которые продемонстрировала команда Массачусетского технологического института.
Тал и его коллеги использовали свои алгоритмы генерации траекторий и управления для демонстрации тейлситтеров, выполняющих сложные маневры, такие как петли, крены и повороты с подъемом, и даже продемонстрировали гонку беспилотников, в которой три тейлситтера пронеслись через воздушные ворота и выполнили несколько синхронизированных акробатических маневров. Потенциально эти алгоритмы могут позволить тейлситтерам автономно выполнять сложные движения в динамичной среде, например, влетать в обрушившееся здание и избегать препятствий во время быстрого поиска выживших. Вместе с Талем над статьей работали Гилхьюн Рю, аспирант кафедры электротехники и вычислительной техники (EECS), и старший автор Сертак Караман, доцент кафедры аэронавтики и астронавтики и директор LIDS. Результаты исследования опубликованы в журнале IEEE Transactions on Robotics. Решение проблемы траекторий тейлситтеровПроект тейлситтера был изобретен Николаем Теслой в 1928 году, но никто не пытался всерьез построить его почти 20 лет после получения патента. Даже сегодня из-за сложности движения тейлситтера в исследованиях и коммерческих приложениях основное внимание уделяется более простым в управлении летательным аппаратам, например дронам-квадрокоптерам. Существующие алгоритмы генерации траекторий и управления тейлситтерами в основном ориентированы на спокойные траектории и медленные переходы, а не на быстрые и акробатические маневры, которые способны совершать эти летательные аппараты. Учитывая столь сложные условия полета, Тал и его соавторы поняли, что для достижения максимальной производительности этих уникальных летательных аппаратов необходимо разработать алгоритмы планирования траекторий и управления, специально предназначенные для маневренных траекторий с быстро меняющимися ускорениями. Для этого они использовали модель глобальной динамики, то есть модель, применимую ко всем условиям полета — от вертикального взлета до полета вперед и даже вбок. Далее для обеспечения эффективности модели использовалось техническое свойство, известное как дифференциальная плоскостность. При построении траектории ключевым этапом является обеспечение реальной возможности полета самолета по запланированной траектории — возможно, он имеет минимальный радиус разворота, который делает невозможным прохождение особенно крутого поворота. Поскольку тейлситтеры представляют собой сложные системы с закрылками и роторами и демонстрируют столь сложные движения в воздухе, для определения целесообразности траектории обычно требуется множество расчетов, что затрудняет работу традиционных алгоритмов планирования. Используя дифференциальную плоскостность, исследователи из Массачусетского технологического института могут с помощью математической функции быстро проверить, является ли траектория выполнимой. Их подход позволяет избежать многих сложных моментов динамики системы и спланировать траекторию движения тейлситтера в виде математической кривой в пространстве. Затем алгоритм использует дифференциальную плоскостность для быстрой проверки осуществимости этой траектории.
Эти траектории могут быть очень сложными, быстро переходящими от вертикального к горизонтальному полету и включающими в себя маневры в сторону и перевертывание, поскольку исследователи разработали свой алгоритм таким образом, чтобы он равномерно учитывал все эти разнообразные условия полета.
Авиашоу тейлситтеровОни испытали свой метод на практике, спланировав и выполнив ряд сложных траекторий для тейлситтеров в крытом летном поле Массачусетского технологического института. В одном из тестов тейлситтер демонстрирует выполнение скоростного разворота, при котором самолет поворачивает влево, затем быстро ускоряется и снова поворачивает вправо. Также было продемонстрировано «авиашоу», в ходе которого три синхронизированных тейлситтера выполняли петли, резкие повороты и беспрепятственно пролетали через воздушные ворота. По словам Таля, эти маневры было бы невозможно спланировать в реальном времени, если бы в их модели не использовалась дифференциальная плоскостность.
Следующим шагом исследователей из Массачусетского технологического института является расширение алгоритма, чтобы его можно было эффективно использовать для полностью автономного полета на открытом воздухе, где ветер и другие условия окружающей среды могут существенно повлиять на динамику самолета. 23.08.2023 |
Транспорт
![]() | |
В Московском Политехе рассказали, как новые технологии меняют облик автомобиля | |
Эксперты Московского Политеха предполагают, чт... |
![]() | |
Transportation Research: Выбросы абразива от поездов вызывают беспокойство | |
Вредное воздействие транспорта на окружаю... |
![]() | |
International Journal of Hydrogen Energy: К 2045 году будем летать на водороде | |
Летать на водороде — значит ра... |
![]() | |
Новый уровень безопасности: как MRM поможет автомобилям избегать аварий | |
Компании Calyo, Benedex Robotics и Универ... |
![]() | |
«Вертолеты России» обучают молодых инженеров создавать беспилотники | |
Холдинг Вертолёты России активно участвует в&n... |
![]() | |
Студент из Москвы разработал новую несущую систему для гоночного автомобиля | |
Студент Илья Цылев из Московского П... |
![]() | |
GE&IT: Автономные летательные аппараты трансформируют воздушную мобильность | |
В последние годы с появлением автономных ... |
![]() | |
JAMDA: Для оценки пожилых водителей применяют инструмент с 91,5% точностью | |
По мере старения населения планеты растет и&nb... |
![]() | |
KAMAZ Digital запускает компьютерное зрение против человеческого фактора | |
Платформа KAMAZ Digital, предназначенная для&n... |
![]() | |
JACS: Скутеристы чаще получают травмы, требующие хирургического вмешательства | |
Любители скутеров, будьте бдительны: этот все&... |
![]() | |
Австрийские ученые рекомендуют самокатчикам снизить скорость и носить шлем | |
В последние годы значительно возросло число сл... |
![]() | |
В Калифорнии при строительстве автострад могут применить опыт муравьиных колоний | |
Может быть, в муравьиных гнездах кроется ... |
![]() | |
Transactions on Robotics: Новый тейлситтер cможет выполнять сложные маневры | |
Тейлситтер — это самолет, кото... |
![]() | |
Российские ученые разрабатывают эффективную защиту от обледенения самолетов | |
Влияние поведения капель воды на обледене... |
![]() | |
Суперкомпьютер поможет понять принципы возникновения турбулентности и повысить безопасность полетов | |
Исследовательская группа из Университета ... |
![]() | |
Ученые разработали тепловой плащ для электромобилей, который сохраняет постоянную температуру и продлева... | |
Когда электромобиль стоит на улице, темпе... |
![]() | |
Рынок воздушных такси почти готов к взлету | |
Такие компании как Boeing, Hyundai, Airbu... |
![]() | |
В Швейцарии разработали систему автоматического управления автомобилем, которая сотрудничает с водителем | |
Технологии автономного вождения уже испол... |
![]() | |
Электровелосипед Land Rover Electro для молодёжи: характеристики, преимущества и скорость | |
Электрический велосипед Land Rover остаётся пр... |
![]() | |
Стэнли: робот, который выиграл грандиозный турнир DAPRA | |
Программа Grand Challenge была запущена Агентс... |
![]() | |
В России собрали беспилотный самосвал с космическим экстерьером | |
Конструкторы Научно-технического центра ПАО&nb... |
![]() | |
Предсерийный прототип беспилотного SMART шаттла представят летом 2022 года | |
Инженеры Московского политехнического универси... |
![]() | |
Новый завод по выпуску электрогрузомобилей в ОЭЗ «Технополис Москва» набирает персонал | |
Завод по производству электрогрузомобилей... |
![]() | |
Как будет выглядеть транспорт будущего? | |
150 лет назад был построен первый дв... |
![]() | |
Дроны не всегда экологичнее большегрузов | |
Доставка посылок дронами лишь в определен... |
![]() | |
Батареи лучше топливных элементов справятся с экологическими и экономическими вызовами | |
Ученые утверждают, что вкладывать средств... |
![]() | |
Дышать в трубочку - вчерашний день | |
Ученые из Калифорнийского университета в&... |
![]() | |
Если скорость не отличается, зачем платить больше? | |
Легковесный велосипед стоимостью 1000 фунтов н... |
![]() | |
Железные дороги станут пластиковыми | |
Неумолимо устаревающих деревянных сородичей за... |
![]() | |
Выяснилось, как получить за автомобиль до 95% стоимости | |
У любого человека в жизни возникает ситуа... |