Canadian Journal of Political Science: Классические новости сменил инфотейнмент
Есть много причин для беспокойства о качестве современной журналистики кроме сокращения редакций и удержания внимания.
Крупнейшие газеты Канады, некогда считавшиеся жизненно важным столпом здоровой демократии, в последнее время стали использовать тот тип контента, который критики называют «информационным» (infotainment) и который эксплуатирует методы развлекательного характера для передачи политически значимой информации.
В новой работе, опубликованной в Canadian Journal of Political Science, аспирант Роберт Маринов рассматривает, измеряет и оценивает масштабы и характер информационно-развлекательного контента в крупнейших канадских газетах. На примере федеральных выборов 2019 года Маринов проанализировал новостные материалы из газет Globe and Mail, Toronto Star, National Post, Montreal Gazette, Calgary Herald и Vancouver Sun. Учитывая большое количество дублирующихся статей между четырьмя последними газетами Postmedia, для целей анализа они были сгруппированы вместе.
За 41 день кампании Маринов собрал 969 отдельных новостей. Используя смешанный метод анализа дискурса, он присвоил им оценку от одного до пяти баллов: один — преимущественно информационный, пять — преимущественно развлекательный.
Он обнаружил, что 51% — более половины — всех новостных статей демонстрировали явные признаки существенных информационно-развлекательных характеристик (рейтинг от трех до пяти), а 42% — сильные или очень сильные информационно-развлекательные характеристики (четыре или пять).
С другой стороны, почти 49% статей в наборе данных не показали никаких (рейтинг один к пяти) или мало (два к пяти) развлекательных характеристик.
Статьи со значительными развлекательными характеристиками (рейтинг от четырех до пяти) составили 52% новостей в Postmedia. Это число снижается до 39% для Toronto Star и 35% для Globe and Mail.
Существует достаточно много исследований, которые показывают, что более консервативные или правые политические нарративы, как правило, используют более эмоциональные дискурсы по сравнению с более левыми дискурсами, которые, как правило, более рационалистичны, — говорит Маринов.
Мы предположили, что эти идеологические различия могут способствовать некоторым результатам, которые мы обнаружили в Postmedia, которая, как правило, более правая, чем Globe and Mail или Toronto Star. Но трудно определить, насколько именно, или подтвердить это без дальнейших исследований.
Все еще много аналитических и расследовательских материалов
Маринов обобщил предыдущую литературу по информационным развлечениям, чтобы создать всеобъемлющую структуру, которая могла бы выдержать серьезное исследование. Выделились три категории.
Первая — персонализация. Это подразумевает фокус на политиках и их личных характеристиках, их частной жизни, внешнем виде, манере говорить, поведении и действиях во время избирательной кампании.
Второй — сенсация. В центре внимания — ляпы, скандалы, сенсационная подача тем и эмоционально насыщенные повествования.
И то, и другое в совокупности служит третьей категории, деконтекстуализации, где основное внимание уделяется спекуляциям и стратегическому построению игры — кто лидирует в последнем опросе, кто набрал очки в предвыборной кампании, кто сподобился на удачный трюк — без какого-либо внимания к реальным вариантам политики.
Несмотря на большой объем информационно-развлекательной информации, присутствующей в политических материалах основных канадских газет, Маринов говорит, что испытывает некоторое облегчение от того, что этот показатель таков, а не гораздо выше.
Многообещающе видеть, что все еще существует достаточно большое количество материалов, которые используют аналитический или расследовательский тон, которые представляют более конкретную, содержательную информацию о вариантах политики и дебатах, — говорит он.
Но цифры также показывают, что информационно-развлекательный подход пользуется большим спросом в канадских газетах. Это может оказать существенное влияние на информирование избирателей во время выборов.