Социальные сети могут и созидать, и разрушать
Социальные медиа объединяют людей и усиливают различные аспекты человечества в хорошем и плохом смысле.

Однако влияние социальных медиа не является ни универсально хорошим, ни универсально плохим, а скорее представляет собой колеблющуюся, динамичную систему, которая может быть разделительной, но также и объединяющей, говорится в новом исследовании Калифорнийского университета в Дэвисе.
Исследователи факультета коммуникаций заявили, что их результаты, полученные в ходе обсервационного исследования и моделирования, относятся к продолжающимся дебатам о вкладе социальных медиа в политическую поляризацию, дезинформацию и эхо-камеры. Для проведения исследования они проанализировали миллионы сообщений в Твиттере по всей территории США и обнаружили, что, помимо прочего, люди не всегда изолируются в своих собственных сообществах, особенно во время крупных мировых событий.
Исследование, опубликованное 12 апреля в Journal of Communication, является одной из статей, представленных в специальном выпуске под названием «Социальные медиа: The Good, The Bad, The Ugly». Специальный выпуск посвящен пониманию кажущихся противоречий в исследованиях социальных медиа.
Обычное вещание и вирусность: в чем разница?
Исследователи наблюдали два типа распространения информации: охватное и вирусное.
Охватное распространение связано с интегрированным общественным дискурсом, который мотивирует коллективное участие в общественном диалоге в социальных сетях, отмечают исследователи. Другими словами, охватное распространение исходит из ограниченного числа источников и быстро охватывает очень широкую аудиторию. В исследовании это происходило, когда определенная тема или вопрос быстро набирали обороты в Twitter и обсуждались большим количеством людей.
В 2020 году, когда проводилось исследование, темы, распространяющиеся в эфире, включали, например, начало пандемии COVID-19, протесты Black Lives Matter в ответ на убийство Джорджа Флойда и дебаты на президентских выборах.
Однако темы, связанные с вирусным распространением, формируют аудиторию медленнее и, как правило, не достигают такого количества людей, говорят исследователи. В исследовании это называется сегрегированной коммуникацией.
Вирусное распространение исходит из одного источника и передается только людям, с которыми этот источник связан. Подумайте об этом как об игре в телефон, — сказал Ричард Хаски, доцент кафедры коммуникации и автор-корреспондент статьи.
— Я узнаю
, рассказываю вам, вы рассказываете своему другу, а потом ваш друг рассказывает своему другу. Это пример вирусного распространения. Информация медленнее распространяется от человека к человеку. что-то
Эти сообщения фокусируются на различных событиях в СМИ и социальных проблемах, по-разному формируют общественные дискуссии и часто приводят к различным социальным результатам.
Мы обнаружили, что общественные дискуссии в социальных сетях демонстрируют колебания между интеграцией и сегрегацией в зависимости от внешнего социального влияния важных событий реального мира, — считает Сюаньцзюнь (Джейсон) Гонг, докторант факультета коммуникации и ведущий автор статьи.
Для сбора данных ученые провели обсервационное исследование, собрав реальные данные из Твиттера 10 155 англоязычных пользователей в США с более чем 18 миллионами твитов за все 52 недели 2020 года.
Они также провели имитационное исследование. В обоих исследованиях они обнаружили, что широкоохватное распространение приводит к созданию более интегрированных и менее сегрегированных сетей дискурса.
По словам исследователей, разговоры в социальных сетях о событиях и социальных проблемах могут мобилизовать движения. Кроме того, твиты могут увеличить разнообразие голосов и привести к появлению эхо-камер. Эти эффекты могут привести как к просоциальным, так и антисоциальным дискуссиям и событиям, поскольку сообщения в Твиттере могут как нарушать, так и усиливать индивидуальные и коллективные проблемы.
Постоянно ведутся споры о том, являются ли социальные сети одной гигантской эхо-камерой, где люди слышат только те идеи, которые соответствуют их существующим убеждениям, — заключил Хаски.
— Наши результаты показывают более сложную картину. При нормальных обстоятельствах люди могут существовать в сегрегированных сообществах в социальных сетях. Но важные события реального мира могут проникать в эти сообщества, в результате чего люди получают новую информацию, тем самым разрушая эхо-камеры.