Суперкомпьютер поможет понять принципы возникновения турбулентности и повысить безопасность полетов

Исследовательская группа из Университета Нагоя с помощью самого быстрого в Японии суперкомпьютера точно смоделировала турбулентность воздуха, возникающую в ясные дни в окрестностях Токио.

Затем ученые сравнили полученные результаты с данными полетов, чтобы создать более точную прогностическую модель. Результаты исследования опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

Хотя турбулентность воздуха обычно ассоциируется с плохой погодой, салон самолета может сильно трястись даже в солнечный и безоблачный день. Эти турбулентные движения воздуха, называемые турбулентностью в прозрачном воздухе (CAT), могут происходить в отсутствие видимых облаков или других атмосферных возмущений. Хотя точные механизмы, вызывающие CAT, до конца не изучены, считается, что в основном они обусловлены сдвигом ветра и неустойчивостью атмосферы.

CAT представляет собой высокий риск для безопасности полетов. Внезапная турбулентность в спокойный день может привести к травмам пассажиров и членов экипажа, повреждениям воздушных судов и сбоям в выполнении полетов. Пилоты полагаются на сообщения других самолетов, метеорологические радары и атмосферные модели, чтобы предвидеть и избегать зон возможной турбулентности. Однако, поскольку CAT не имеет видимых признаков, таких как облака или шторм, ее особенно сложно обнаружить и спрогнозировать.

При закручивании и циркуляции ветра, вызывающих резкие изменения воздушного потока, возникают вихри, которые могут сотрясать самолет. Поэтому для лучшего понимания CAT ученые моделируют ее с помощью крупномасштабного вихревого моделирования (LES) — метода вычислительной гидродинамики, используемого для моделирования турбулентных потоков. Однако, несмотря на важность метода для исследования воздушной турбулентности, одной из главных проблем LES является стоимость вычислений. Моделирование сложных взаимодействий в LES требует больших вычислительных мощностей.

Для детального моделирования процесса возникновения турбулентности с помощью LES высокого разрешения исследовательская группа из Университета Нагои обратилась к экзафлопсному компьютеру Fugaku supercomputer. Это высокопроизводительная вычислительная система, которая в настоящее время является вторым по быстродействию суперкомпьютером в мире.

Используя огромную вычислительную мощность Fugaku, доктор Рёичи Йошимура из Университета Нагоя в сотрудничестве с доктором Дзюнши Ито и другими специалистами из Университета Тохоку провели моделирование с ультравысоким разрешением воздушного потока над токийским аэропортом Ханеда в зимний период, вызванного низким давлением и расположенным рядом горным массивом.

Они обнаружили, что возмущение скорости ветра вызвано разрушением волны неустойчивости Кельвина-Гельмгольца — особого типа неустойчивости, возникающей на границе раздела двух слоев воздуха с разными скоростями. Поскольку скорость одного слоя выше, чем у другого, он создает волнообразный эффект, увлекая за собой слой с меньшей скоростью. Когда атмосферные волны растут с запада и схлопываются на востоке, это явление приводит к образованию нескольких мелких вихрей, создающих турбулентность.

После проведения расчетов группе необходимо было подтвердить соответствие смоделированных вихрей реальным данным.

В окрестностях Токио имеется много данных наблюдений, позволяющих подтвердить наши результаты, — говорит Йошимура.

Над аэропортами летает много самолетов, что приводит к многочисленным сообщениям о турбулентности и интенсивности тряски.

Также использовались наблюдения за атмосферой с помощью воздушного шара вблизи Токио. Данные о тряске, зарегистрированные в это время, были использованы для подтверждения правильности расчетов».

Результаты этого исследования должны привести к более глубокому пониманию принципа и механизма возникновения турбулентности путем моделирования с высоким разрешением и позволить нам более детально исследовать влияние турбулентности на самолеты, — сказал Йошимура.

Поскольку было показано, что значительная турбулентность возникает в ограниченной трехмерной области, прокладка маршрута без полета в этой области возможна путем корректировки уровней полета, если заранее известно о наличии активной турбулентности. LES обеспечит разумный способ полета, предоставляя более точные прогнозы турбулентности и предсказания в реальном времени.

12.07.2023


Подписаться в Telegram



Транспорт

Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле
Communications of the ACM: Беспилотные авто Tesla можно сделать дешевле

К 2025 году на дорогах появятся миллионы ...

На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда
На ДЭФ показали макет экологичного водородного поезда

В Южно-Сахалинске стартовал Дальневосточный эн...

Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог
Одной бедой меньше: в МФТИ создадут новый способ проверки качества дорог

Сотрудники отдела радиофотоники МФТИ создали т...

ChatGPT поможет автономным автомобилям лучше понимать пассажиров
ChatGPT поможет автономным автомобилям лучше понимать пассажиров

Инженеры Университета Пурдю разработали систем...

В ПИШ КАИ повышают эффективность управления дорожным движением
В ПИШ КАИ повышают эффективность управления дорожным движением

Программный комплекс, разработанный молодыми у...

В Московском Политехе предложили новые подходы к стабилизации дронов
В Московском Политехе предложили новые подходы к стабилизации дронов

Магистрант Московского Политеха Владимир Карап...

В МЭИ создали силовую электронику для БПЛА С-76
В МЭИ создали силовую электронику для БПЛА С-76

Учёные разработали компоненты гибридной силово...

В МАИ назвали 6 ключевых трендов развития отечественной авиации
В МАИ назвали 6 ключевых трендов развития отечественной авиации

Будущее авиастроения определяют шесть ключевых...

Environmental Research Letters: Частные самолеты не менее опасны для климата
Environmental Research Letters: Частные самолеты не менее опасны для климата

Современные коммерческие самолёты выбрасывают ...

Научная разработка аспирантки из Военмеха оптимизирует полеты
Научная разработка аспирантки из Военмеха оптимизирует полеты

Проект учитывает особенности потока, такие как...

Transportation Research: Выбросы абразива от поездов вызывают беспокойство
Transportation Research: Выбросы абразива от поездов вызывают беспокойство

Вредное воздействие транспорта на окружаю...

«Вертолеты России» обучают молодых инженеров создавать беспилотники
«Вертолеты России» обучают молодых инженеров создавать беспилотники

Холдинг Вертолёты России активно участвует в&n...

JAMDA: Для оценки пожилых водителей применяют инструмент с 91,5% точностью
JAMDA: Для оценки пожилых водителей применяют инструмент с 91,5% точностью

По мере старения населения планеты растет и&nb...

Поиск на сайте

Знатоки клуба инноваций


ТОП - Новости мира, инновации

NatComm: Создана основа для практического применения наночастиц в военной связи
NatComm: Создана основа для практического применения наночастиц в военной связи
Nature Protocols: Улучшилось понимание функции предшественников олигодендроцитов
Nature Protocols: Улучшилось понимание функции предшественников олигодендроцитов
FNBEH: Выяснилось, почему все-таки от улыбки станет день светлей
FNBEH: Выяснилось, почему все-таки от улыбки станет день светлей
Stroke: Болезни сердца связаны с когнитивными нарушениями
Stroke: Болезни сердца связаны с когнитивными нарушениями
85% женщин хотят выбирать между самозабором образцов и обычным скринингом
85% женщин хотят выбирать между самозабором образцов и обычным скринингом
Флуоресцентная ангиография поможет при операциях на запястном канале
Флуоресцентная ангиография поможет при операциях на запястном канале
В СПбГУ усовершенствовали полупроводниковые наноструктуры для оптоэлектроники
В СПбГУ усовершенствовали полупроводниковые наноструктуры для оптоэлектроники
Nature Human Behaviour: Фактчекингу следует учить с детства
Nature Human Behaviour: Фактчекингу следует учить с детства
AENM: Создан новый метод синтеза для снижения температуры спекания электролитов
AENM: Создан новый метод синтеза для снижения температуры спекания электролитов
DPR&G: В бесплатных приложениях полно скрытых расходов
DPR&G: В бесплатных приложениях полно скрытых расходов
Fetho: Стрекозы сохранили пятна для привлечения партнеров несмотря на жару
Fetho: Стрекозы сохранили пятна для привлечения партнеров несмотря на жару
OB&HDP: Самая вовлеченная аудитория — несогласные
OB&HDP: Самая вовлеченная аудитория — несогласные
Neurology®: Рассеянный склероз, возможно, повышает риск диагностирования рака
Neurology®: Рассеянный склероз, возможно, повышает риск диагностирования рака
C&EA: Автоинъекторы адреналина могут быть бесполезными при анафилаксии
C&EA: Автоинъекторы адреналина могут быть бесполезными при анафилаксии
Новые ИИ-модели нагрева плазмы исправляют вычисления термоядерных исследований
Новые ИИ-модели нагрева плазмы исправляют вычисления термоядерных исследований

Новости компаний, релизы

Школьников зовут на олимпиаду по ядерным технологиям и квантовой физике
В СПбГУ откроется выставка «Наука в лицах»
Уникальный онлайн-курс по истории атомной отрасли создан в ядерном университете МИФИ
От Беларуси до Бразилии. О проектных стажировках Сеченовского Университета
Инженерный центр для дошкольников